Возрастные стадии психического развития

Психология » Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна » Возрастные стадии психического развития

Страница 1

К.Юнг считал, что завершенное психическое развитие делает возможной непрерывную связь «Я» с бессознательным, так как высвобождает психическую энергию - внутренний процесс развития, который длится в течение всей жизни, причем может направляться не только благими намерениями или волей. Важными "помощниками" в развитии являются живые символы, которые способствуют разрушению психической бессознательности и бессознательным восприятием ребенка себя и своих родителей, благодаря чему он замещает их персональными объектами. Часто эти избранные замещающие объекты имеют большое сходство с личностями родителей.

Так же, по мнению Юнга, процессы психической энергии особенно ярко отражаются в сновидениях и являющихся в них символах. Дальнейший энергетический процесс осуществляется в развертывании персональной типологии, когда человек приспосабливается как к внешней реальности, так и к внутренней действительности. Равным образом человек выстраивает свою энергию с помощью четырех функций: мышление, чувства, ощущения и интуиция. Целью психической, равно как и типологической энергии является полное осуществление личности.

Взгляды Юнга на развитие личности содержат в себе синтез врожденных структурных факторов - архетипов с обстоятельствами, в которых оказывается индивид. Развитие можно рассматривать с точки зрения индивидуального отношения к себе , к объектам, или к инстинктивным импульсам, то есть энергии.

Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов, с которыми взаимодействует индивид с окружающей средой. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека.

В учении Ст.Холла (1846–1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития.

В учении Ж.Пиаже (1896–1980) критерием периодизации выступает развитие интеллекта.

В учении З.Фрейда — направленность либидозной энергии.

Ш.Бюлер (1893–1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении.

У Э.Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования.

Л.С.Выготский в рамках своей культурно–исторической психологии ввел понятие „зона ближайшего развития“,которая определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Д.Б.Эльконин разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии „ведущая деятельность“. Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение той или иной личностной позиции.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводи ...

Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры
Эмпедокл Акрагантский (5 в. до н.э.). Основу учения Эмпедокла – врача и философа – составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они заполняют всё пространство ...

Психологические особенности старшего школьного возраста
1. Юность как стадия жизненного пути человека Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесс ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта