Возрастные стадии психического развития

Психология » Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна » Возрастные стадии психического развития

Страница 1

К.Юнг считал, что завершенное психическое развитие делает возможной непрерывную связь «Я» с бессознательным, так как высвобождает психическую энергию - внутренний процесс развития, который длится в течение всей жизни, причем может направляться не только благими намерениями или волей. Важными "помощниками" в развитии являются живые символы, которые способствуют разрушению психической бессознательности и бессознательным восприятием ребенка себя и своих родителей, благодаря чему он замещает их персональными объектами. Часто эти избранные замещающие объекты имеют большое сходство с личностями родителей.

Так же, по мнению Юнга, процессы психической энергии особенно ярко отражаются в сновидениях и являющихся в них символах. Дальнейший энергетический процесс осуществляется в развертывании персональной типологии, когда человек приспосабливается как к внешней реальности, так и к внутренней действительности. Равным образом человек выстраивает свою энергию с помощью четырех функций: мышление, чувства, ощущения и интуиция. Целью психической, равно как и типологической энергии является полное осуществление личности.

Взгляды Юнга на развитие личности содержат в себе синтез врожденных структурных факторов - архетипов с обстоятельствами, в которых оказывается индивид. Развитие можно рассматривать с точки зрения индивидуального отношения к себе , к объектам, или к инстинктивным импульсам, то есть энергии.

Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов, с которыми взаимодействует индивид с окружающей средой. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека.

В учении Ст.Холла (1846–1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития.

В учении Ж.Пиаже (1896–1980) критерием периодизации выступает развитие интеллекта.

В учении З.Фрейда — направленность либидозной энергии.

Ш.Бюлер (1893–1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении.

У Э.Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования.

Л.С.Выготский в рамках своей культурно–исторической психологии ввел понятие „зона ближайшего развития“,которая определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Д.Б.Эльконин разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии „ведущая деятельность“. Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение той или иной личностной позиции.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Сон и сновидения в онтогенезе
Внутриутробное развитие Состояние сна каждый из нас ощущал со времён нашего внутриутробного развития. Последние исследования ученых доказывают, что К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра о ...

История цветотерапии
Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет , проникая таким образом в наш организм, вызывает опр ...

Социальная ситуация развития и психологические особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта