Роль мотивации в психотерапевтическом процессе

Психология » Роль мотивации в психотерапевтическом процессе

Актуальность проблемы мотивации к психотерапии обуславливается тем, что человек, приступая к какому-либо виду работы, уже мотивирован на высоком уровне значимости и соответственно будет трудиться продуктивно и с высокой отдачей. Но как покaзывает повседневная практика, мотивация у клиентов в психотерапии вo многих случаях слабая, структура ее неполноценна, так же, имеет значение и существование психологических барьеров и невротическое блокирование различных элементов и видов деятельности. Имеющийся в психологии богатый теоретический и экспериментальный материал по данной проблеме требует анализа психологических механизмов мотивационной регуляции поведения человека в процессе психотерапии.

К настоящему времени мотивационный аспект регуляции поведения личности представлен наиболее полно в работах отечественных психологов - В.Г.Асеева, Л.И.Божович, Б.С.Братуся, Ф.Е.Василюка, М.Р.Гинзбурга, В.А.Иванникова, Е.П.Ильина, В.И.Ковалева, А.Н.Леонтьева, М.Ш.Магомед-Эминова, А.К.Марковой, А.Б.Орлова, В.А.Петрова, В.В.Столина, Е.С.Улитовои, В.Э.Чудновского, Д.Б.Эльконина и др.; личностные и эмоционально-мотивационные механизмы деятельности в экстремальных условиях изучались О.В.Дашкевичем, Л.А.Ки-таевым-Смык, О.К.Тихомировым и др., в западной психологии - В. Франклом и др.

В рамках нашего исследования особо интересно рассмотрение проблемы мотивации поведения человека в условиях образовательных систем - это работы А.К.Марковой, А.Б.Орлова, В.Г.Фридман, В.Ф.Моргуна и Н.И.Крылова и др.

Г.Мэрфи, Г.Олпорт, Дж.П.Гилфорд, Б.Берельсон и Г.Стайнер, Х.Хек-хаузен, Дж.Уотсон и др. Именно данные аспекты изучения мотивационной сферы личности важны для нас при рассмотрении проблемы социореабилитации и конкретно - определенной категории пациентов посещающих психотерапевта.

Мы не знаем работ, специально посвященных проблеме мотивации клиентов к психотерапии. К настоящему времени мотивационный аспект регуляции поведения личности представлен наиболее полно в работах отечественных психологов - В.Г.Асеева, Л.И.Божович, Б.С.Братуся, Ф.Е.Василюка, М.Р.Гинзбурга, В.А.Иванникова, Е.П.Ильина, В.И.Ковалева, А.Н.Леонтьева, М.Ш.Магомед-Эминова, А.К.Марковой, А.Б.Орлова, В.А.Петрова, В.В.Столина, Е.С.Улитовои, В.Э.Чудновского, Д.Б.Эльконина и др.; личностные и эмоционально-мотивационные механизмы деятельности в экстремальных условиях изучались О.В.Дашкевичем, Л.А.Ки-таевым-Смык, О.К.Тихомировым и др., в западной психологии - В. Франклом и др.

Отечественную психотерапию характеризует сознательное стремление к включению личности больного, его сознания и самосознания в процесс лечения (об этом - в работах В.Н.Мясищева, А.И.Захарова, И.Е.Вольперта, Б.Д.Карвасарского, В.Е.Рожнова и др.). По мнению В.В.Столина (1983), психотерапию, содержащую четыре особых психологических момента: 1) - целенаправленное психологическое воздействие, основанное на природе социального взаимодействия (на природе человеческого общения); 2) - психологические процессы или состояния, на которые направлено это воздействие; 3) - психологические причины, приведшие к возникновению 4) - симптомов немедицинского характера, т.е. нарушений в социальном поведении, взаимоотношениях, развитии личности, - называют "неврачебной" или "немедицинской". В таком понимании психотерапия сближается с другими формами целенаправленного психологического воздействия, такими, как психологическое консультирование, воспитание, обучение и социально-психологический тренинг (Г.А.Ковалев - 1980, Л.А.Петровская - 1982, Т.С.Яценко - 1987, А.Ф.Копьев - 1992, Т.А.Флоренская - 1991 и др.). В рамках такого подхода проводится и данное исследование мотивации пациентов процессе психотерапии.

Информация по теме:

Механизмы адаптации
Р.В. Овчарова определяет поведение как «совокупность конкретных, в данный момент протекающих деятельностей» и говорит о том, что поведение может быть названо адаптивным, если « посредством его получен целесообразный, полезный результат» ( ...

Психологические особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте
Ребёнок, переживающий очередной возрастной кризис в большей мере подвержен конфликтам, особенно это свойственно подростку. Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения для взрослых и де ...

Проявления стресса
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта