Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций

Психология » Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6–7 лет » Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций

Страница 1

Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций многократно описаны в клинической и нейропсихологической литературе как различия синдромов и симптомов, связанных с поражением симметричных отделов больших полушарий. С позиции теории системной динамической локализации функций эти различия можно обозначить как принцип различной локализации (или мозговой организации) всех высших психических функций в левом и правом полушариях мозга или принцип латеральной специализации мозговой организации психических функций. Изучение конкретной мозговой организации каждой из высших психических функций у детей (и взрослых) в значительной степени является делом будущего, так же, как и изучение качественных различий мозговой организации психических процессов, свойственных левому и правому полушарию. Однако современный уровень знаний о межполушарной асимметрии мозга, накопленный и в нейропсихологии, и в других областях науки о человеке (физиологии, анатомии, неврологии и др.), убеждает в бесспорном значении данного принципа для понимания общих закономерностей локализации высших психических функций у человека.[7].

Изучение межполушарных различий имеет длинную историю. В настоящее время на смену представлениям об абсолютной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и другим психическим процессам, связанным с речью, приходят представления о функциональной специализации полушарий (т.е. качественного своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие во все психические функции), об участии обеих гемисфер в обеспечении и речевых, и всех других психических функций.

В современной литературе высказываются самые различные точки зрения относительно особенностей (или стратегий) работы левого и правого полушарий. Все они характеризуют не тип поступающей в полушарие информации, а способ её переработки. Эти стратегии работы полушарий могут рассматриваться как полушарные факторы, характеризующие деятельность полушария как целого. К ним относятся следующие факторы:

1) Факторы, связанные с абстрактными, категориальными (вербально-логическими) и конкретными (наглядно-образными) способами переработки информации.

Клинические нейропсихологические данные подтверждают самостоятельный характер этих двух основных способов обработки информации. После открытий П. Брока (1861г.) и К. Вернике (1874 г.) речевые функции связывают с левым полушарием головного мозга. Позже клинические наблюдения показали, что левое полушарие играет ведущую роль в осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций (например, вербально-логического мышления). Преимущественное участие правого полушария в анализе невербальной наглядно-образной информации было установлено экспериментально в исследованиях М. Газаниги с соавторами, Р. Сперри и ряда других авторов на комиссуротомированных больных, А.Р. Лурия – на больных с локальными поражениями мозга и целым рядом авторов – на здоровых испытуемых.

2) Факторы произвольной (непроизвольной) регуляции психической деятельности.

Как известно, каждая высшая психическая функция имеет уровневую организацию, в которой наиболее чётко выделены уровни произвольной и непроизвольной регуляции функций. Первый из них можно обозначить как уровень намеренного управления функцией, в котором решающую роль играет речевая система, как возможность планирования и контроля, активного начала и прекращения, изменения темпа осуществления функций; второй – как уровень неосознанного автоматизированного управления, в котором речь или не принимает участия или участвует лишь на первых стадиях формирования функций. Клинические, экспериментально-психологические и психофизиологические данные указывают на то, что произвольный уровень регуляции высших психических функций связан по преимуществу с работой левого полушария (у правшей), а непроизвольный, автоматизированный – с работой правого полушария. Таковы же результаты нейропсихологических исследований, выполненных А.Р. Лурия и его сотрудниками.

3) Фактор осознанности (неосознанности) психических функций и состояний.

Осознанность психической деятельности, понимаемая, как способность субъекта дать отчёт о собственном психическом процессе или состоянии, по-разному реализуется структурами левого и правого полушарий. Осознанность психических функций следует, по-видимому, понимать как определённый аспект психической деятельности, тесно связанный с речевой системой, так как осознание, или включение в семантические категории, требует участия языковых семантических конструкций и операций.

Как показали многочисленные наблюдения, в том числе и выполненные А.Р. Лурия, поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются «нарушением непосредственного осознания человеком своего дефекта».

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений
дошкольный задержка психологический импульсивный В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного по ...

Анализ особенностей различных типов мышления
Тип мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности человека. Он является важнейшей личностной характеристикой, определяющей стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность ...

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
моторика В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольно ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта