Заключение

Психология » Взаимосвязь типа ценностей родителей и особенностей воспитания детей » Заключение

Представленная в исследовании цель: найти взаимосвязь между родительскими представлениями о воспитании ребенка и типом ценностей родителей – достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза частично подтвердилась: у родителей с преобладанием индивидуалистических ценностей наблюдается излишнее дистанцирование от ребенка, а у родителей с преобладанием коллективистских ценностей наблюдается излишняя концентрация на ребенке. Также нами найдено оптимальное соотношение коллективистских и индивидуалистических ценностей и соответствующие им оптимальные родительские представления о воспитании детей.

В данной работе изучены основные особенности представителей коллективистской и индивидуалистической культур, их ценностные ориентации; рассмотрены основные понятия, описывающие детско-родительские отношения: «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция», «родительская установка».

Из анализа литературы выявлена взаимосвязь типа ценностей современных родителей и их представлений о воспитании детей. Разработана модель исследования – комбинация ценностных ориентаций и родительских представлений о воспитании детей.

Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие взаимосвязи типов ценностей родителей и их представлений о воспитании детей. Была выявлена связь между коллективистским типом ценностей и родительскими представлениями о воспитании детей, носящие характер концентрации на ребенке и авторитарности в воспитании; между индивидуалистическим типом ценностей и родительскими представлениями о воспитании, носящие характер дистанцирования от ребенка и авторитарности. Оптимальное соотношение коллективистских и индивидуалистических ценностей и соответствующие им оптимальные родительские представления о воспитании детей в экспериментальной части нами найдено не было.

Данная работа может быть адресована специалистам, работающим с семьей, поскольку в ней содержатся наиболее выраженные на сегодняшний день профили родительских представлений о воспитании, их связь с типом ценностей. Необходимо иметь полное и системное представление о современной картине родительских представлений, чтобы на практике иметь возможность вести коррекцию неадекватных и неконструктивных представлений о воспитании.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию неадекватных родительских представлений о воспитании, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение и разработку программ по коррекции неадекватных, неоптимальных ценностных ориентаций и связанных с ними родительских представлений о воспитании детей, детско-родительских отношений.

Кроме того, возможно расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе.

Также представляет интерес исследование формирования оптимальных представлений о воспитании у молодого поколения – то есть, с помощью каких механизмов возможно воздействие на молодое поколение с целью образования оптимальных представлений о воспитании. Разработка подобной программы.

Информация по теме:

Классификация умственной отсталости
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуальног ...

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД
Успехи естественных наук уже давно создали предпосылки для раскрытия природы психических явлений. Однако в науке еще долго господствовали религиозно-мистические представления о бесплотной «душе», командующей телом. Поэтому великий француз ...

Различия женского и мужского полоролевого поведения
Для того, чтобы обнаружить гендерную специфику девиантного повеления, необходимо определить нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения, которые оцениваются на основании различий темпераментальных ос ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта