Представленная в исследовании цель: найти взаимосвязь между родительскими представлениями о воспитании ребенка и типом ценностей родителей – достигнута.
Выдвинутая в исследовании гипотеза частично подтвердилась: у родителей с преобладанием индивидуалистических ценностей наблюдается излишнее дистанцирование от ребенка, а у родителей с преобладанием коллективистских ценностей наблюдается излишняя концентрация на ребенке. Также нами найдено оптимальное соотношение коллективистских и индивидуалистических ценностей и соответствующие им оптимальные родительские представления о воспитании детей.
В данной работе изучены основные особенности представителей коллективистской и индивидуалистической культур, их ценностные ориентации; рассмотрены основные понятия, описывающие детско-родительские отношения: «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция», «родительская установка».
Из анализа литературы выявлена взаимосвязь типа ценностей современных родителей и их представлений о воспитании детей. Разработана модель исследования – комбинация ценностных ориентаций и родительских представлений о воспитании детей.
Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие взаимосвязи типов ценностей родителей и их представлений о воспитании детей. Была выявлена связь между коллективистским типом ценностей и родительскими представлениями о воспитании детей, носящие характер концентрации на ребенке и авторитарности в воспитании; между индивидуалистическим типом ценностей и родительскими представлениями о воспитании, носящие характер дистанцирования от ребенка и авторитарности. Оптимальное соотношение коллективистских и индивидуалистических ценностей и соответствующие им оптимальные родительские представления о воспитании детей в экспериментальной части нами найдено не было.
Данная работа может быть адресована специалистам, работающим с семьей, поскольку в ней содержатся наиболее выраженные на сегодняшний день профили родительских представлений о воспитании, их связь с типом ценностей. Необходимо иметь полное и системное представление о современной картине родительских представлений, чтобы на практике иметь возможность вести коррекцию неадекватных и неконструктивных представлений о воспитании.
На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию неадекватных родительских представлений о воспитании, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение и разработку программ по коррекции неадекватных, неоптимальных ценностных ориентаций и связанных с ними родительских представлений о воспитании детей, детско-родительских отношений.
Кроме того, возможно расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе.
Также представляет интерес исследование формирования оптимальных представлений о воспитании у молодого поколения – то есть, с помощью каких механизмов возможно воздействие на молодое поколение с целью образования оптимальных представлений о воспитании. Разработка подобной программы.
Информация по теме:
Агрессивность как показатель маскулинности
Предпринимались множественные попытки объяснить эмпирические наблюдения эмоциональности мужчин и женщин в рамках различных теоретических подходов и направлений.
Существует важнейшая сфера эмоциональности, один из аспектов которой отражае ...
Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...
Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что « .главным процессом, который характеризует психиче ...