Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Менталитет - то же, что и традиционное сознание, то есть система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.
Внутреннее «Я» человека - это огромный мир, складывающийся из многих компонентов. Но среди них ментальность необходимо выделить как важнейший фактор формирования субъективного мира личности. Ментальность как особая форма мыслительной деятельности, которой присуще осознание и отношение, определяет мировоззрение личности, ее отношение к миру и самому себе в этом мире. Составляющие менталитета в своей совокупности позволяют личности выстраивать свое поведение в обществе именно благодаря типичным реакциям и стереотипам, которые усваиваются индивидом по мере врастания в социум. Так он может успешно действовать в обществе, выстраивать свой имидж.
Существует иерархия потребностей - это 5-ти ступенчатая пирамида Маслоу. 5-уровень - потребность в реализации ценностей.
Удовлетворение 4-х уровней потребностей:
- физиологические (воздух, вода, еда, сон, физическая активность)
- безопасность (жилище, отсутствие угрозы жизни и здоровью)
- принадлежность к группе (ощущение - я не один)
- признание (я делаю что-то лучше других)
может отнимать всё свободное время и человек не выходит на уровень удовлетворения своих ценностей. В этом случае ценностями человек будет называть (и ощущать) то, что даёт удовлетворить ему свои потребности - работа, дом, друзья, семья и т.п.
Ценности - это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека. Как и потребности, ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными. Потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей:
1. Формирование потребностей на основе ценностей.
2. Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представлений о ценностях.
3. На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости.
4. На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.
5. Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей также строится с учетом системы ценностей клиента
[1] Дашковский П.К. К вопросу о соотношении категорий "менталитет" и "ментальность": историко-философский аспект // Философские дескрипты. Вып.2. Изд- во Алтайского гос.ун-та, 2002. С.36-40.
[2] Шарипов Р.Г. Понятие менталитета этнокультурных общностей // Вестник Башкирского университета, 2000. №2. С. 81-84.
[3] Башкирова Е. Трансформация ценностей демократического государства / Е. Башкирова // Мир России. – 2005. - №4
[4] Щученко В.А. Духовность России: И.А. Ильин в контексте современности// Духовность России: традиции и современное состояние. - СПб: СПбГУКИ, 2004. - 264 с.
[5] Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1999. – 320с.
[6] Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988. – 240с.
[7] Становление личности, как процесс формирования личности. Донев С.С. // журнал «Самиздат», 2005. № 4. С.15-17.
[8] Становление личности, как процесс формирования личности. Донев С.С. // журнал «Самиздат», 2005. № 4. С.15-17.
[9] Столяренко Л.Д. .Основы психологии // Изд.третье, переработанное и дополненное.-Ростов-на-Дону: «Феникс». – 2000. – 650с.
[10] Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
Информация по теме:
Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...
Формирование первого впечатления
о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” за ...
Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе
(1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вунд ...