Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов. С точки зрения развитости ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
К такому пониманию широты мотивационной сферы необходимо сделать ряд уточнений. Вряд ли можно на прямую связывать развитие мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов. Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним-двумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности и т.п. Но вряд ли можно приветствовать и другую крайность, когда человек проявляет интерес (весьма поверхностный) ко всему, серьезно ничем не занимаясь. Дилетанство и его пороки известны, и связывать с ним уровень развития мотивационной сферы, стремиться к такому ее развитию вряд ли разумно.
Мотивационная сфера личности является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
Гибкость мотивационной сферы характеризуется разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть речь идет фактически о замещении одной цели другой.
Иерархизированность мотивационной сферы - это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие - подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие - реже.
Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности - это, по существу, формирование самой личности.
Снижение мотивации деятельности приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания.
Информация по теме:
Основные составляющие функциональной системы
Центральным пунктом функциональной системы является рецепторное образование, которое по своим триггерным свойствам точно приспособлено к физическим или химическим параметрам определенного полезного эффекта. Конечный приспособительный эффе ...
Развитие теории научного познания после
постпозитивизма
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетич ...
Понятие конфликта и его описание
В самом общем виде, как уже было сказано ранее, конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.
Также подходит такая трактовка конфликта, как то «специальна ...