Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Психология » Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

Речь представляет собой сложную психическую деятельность и, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью языка.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и другие).

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

На ранних этапах становления детской речи недостаточная осознанность и произвольность ее связана с активным участием в развитии речевых процессов правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э.Г.Симерницкая, 1985).

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Возникновение обратимых форм нарушений развития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов также могут приводить к речевой патологии.

В работах Е.М.Мастюковой (1990) указывается, что употребление алкоголя и никотина во время беременности может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи.

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме речевой аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи [56;12].

«При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования… Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи», подробно описанные Р.Е.Левиной [54;67].

На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих. Одним названием они обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

Фразы на данном уровне речевого развития нет. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Влияние когнитивных процессов
То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира. Рассмотрим модель агрессивного поведения по Джоджу и ...

Системные, коммуникативные и внутренние качества лидера
В психологии выделены качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство. Для этого был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо бол ...

Рекомендации по совершенствованию характера
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта