Характеристика подросткового периода

Психология » Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми » Характеристика подросткового периода

Страница 2

На второй стадии подросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников.[3]. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого возраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время[4]. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков[5]. Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка[6]:1) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.

Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности[7].

На первой стадии подросткового периода у детей 10—11 лет мотивировка поступков и деятельности носит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростков поверхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у них начинает складываться способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннему миру, как своему собственному, так и окружающих подростка людей. На второй стадии этого возраста резко усиливается отношение детей к своей личности. Подростки с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится более ифференцированной. На третьей стадии в развитии подростков определяющее значение имеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Одаренность
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности: «Одаренность - это общая способно ...

Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, ...

Функциональная автономия: заблуждение или реальность
Концепция функциональной автономии мотивов является одним из ключевых элементов теории личности Гордона Олпорта. В соответствии с его теорией, принципиальной особенностью личности является ее активность, проактивность (активность, связанн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта