Заключение

Психология » Гендерные особенности девиаций поведения у подростков » Заключение

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.

Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я- реальным и Я- идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я - реальным и Я - идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я - концепции. Положительная Я - концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе - появляются утверждения типа: "Меня не понимают", "Меня отвергают", "Меня не любят" и т.д.

В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся.

Вместе с тем реалии современной действительности с неопровержимостью свидетельствуют о том, что профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся должна выступать самостоятельной актуальной сферой воспитательной работы, в которой успех, может быть достигнут только на основе объединения усилий школы, семьи и общественности.

В подростковом возрасте происходит оценка себя со стороны гендера. В выборке испытуемых гендерность наблюдается в соответствии со своей половой принадлежностью: для мальчиков свойственна маскулинность, для девочек – фемининность.

Анализ склонности к девиантному поведению показал, что юноши более склонны к преодолению норм и правил, самоповреждению, агрессии, деликвидному поведению, не способны к волевому контролю эмоциональных реакций; девушки склонны к установке на социальную желательность и аддиктивному поведению.

Уровень невротизации девочек выше уровня невротизации мальчиков. Уровень психопатизации для обеих групп испытуемых одинаковый. Шкала лжи показала, что выборка испытуемых обеих групп была максимально откровенна при проведении методик.

Проведенные методики показали, что мальчики более склонны к физической агрессии, негативизму, раздражительности, обидчивости; девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной агрессии, чувству вины. Расположенность к подозрительности в обеих группах испытуемых выражена в равной мере, у девочек чуть больше, чем у мальчиков. Индекс агрессивности и индекс враждебности для обеих групп испытуемых находится на одном уровне.

Агрессия – как позитивная, так и негативная – свойственная мальчикам, данное качество у группы девочек не выражено. Такие же результаты наблюдаются и по общему показателю конфликтности: мальчики более склонны к конфликтам, нежели девочки.

Информация по теме:

Психическое развитие детей
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. ...

Из истории тестов
История психологического теста уходит своими корнями в древние времена, она связана с испытанием различных способностей, знаний, умений и навыков, попытаемся частично осветить некоторые моменты его развития. Уже в середине третьего тысяч ...

Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут б ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта