Биологическое и социальное в онтогенезе человека

Психология » Биологическое и социальное » Биологическое и социальное в онтогенезе человека

Страница 3

Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом сказанного можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека:

- биологические задатки, кодируемые в генах;

- среда (социальная и природная);

- деятельность индивида;

- ум (сознание, мышление) [12].

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в детерминации умственных способностей человека.

Следует отметить, что точное определение самих умственных способностей представляет собой довольно трудную задачу. Дело в том, что, прежде всего, сами интеллектуальные способности весьма разнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохим артистом (поэтом, математиком и т. д.), и наоборот. Кроме того, сама процедура применения тестов на определение IQ имеет недостатки, которые отмечают многие ученые. В частности, при определении IQ многое зависит от социальной среды, уровня и характера воспитания и образования испытуемых, их организованности, внимательности, собранности и даже темперамента. Более того, результаты тестирования зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих: какие вопросы задаются, с какой целью, из какой области знания или деятельности и т. д. Так, если детям с улицы задавать вопросы, как вести себя среди почтенной публики, а детей аристократов спрашивать, как вести кулачный бой, то, по всей вероятности, IQ тех и других будет невелик и достаточно одинаков.

Из таких позиций исходит двухфакторная теория развития личности. Однако многие психологи считают, что существует и третий фактор – фактор психического в развитии человека. Модель развития человека, основанная на таком подходе, называется трехфакторной и по своему трактует роль психического начала в онтогенезе человека:

Психологическая структура проявляется в своеобразном психическом складе личности, сказывается во всех ее психических процессах и качествах. В этой структуре выделяются обычно темперамент (структура природных свойств, связанных с типом высшей нервной деятельности), способности (интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства) и направленность (потребности, интересы, мотивы, идеалы). Без психологической структуры нет личности, однако было бы односторонне интерпретировать личность лишь в аспекте ее психологических характеристик. Дело в том, что выявление структуры психологических качеств личности происходит при значительном отвлечении от исторически-конкретного социального содержания. Такого рода абстракция оправдана до определенных пределов. Однако гипертрофия психологического подхода, а тем более перенос психологического подхода на изучение социального бытия и специфики социального поведения личности ведут к искажению и обеднению ее сущности.

Известен ряд психологических концепций личности в социологии. Одни из них носят откровенно идеалистический характер, поскольку рассматривают внутренний, субъективный мир личности в полной изоляции от социального мира, а саму личность как замкнутую, изолированную от общества сущность. Такой подход связан с ненаучными спекуляциями, ибо, изолировав личность от социального мира, мы теряем одновременно и возможность к изучению ее научными методами. Другие концепции просто сводят личность к абстрактной сумме психических свойств и качеств, которые хотя и реализуются во взаимодействии с внешним миром, но не обладают социальной конкретностью. Отношения личности с социальной средой рассматриваются нередко по типу отношений.

Необходимо заметить, что крайняя формализация связи «личность— среда» и рассмотрение ее по типу связей «организм — среда» стирает качественное различие между человеком и животным: формирование личности рассматривается лишь как приспособление к среде. Перенесение в социологию подобных концепций дает основание для социального конформизма. Нередко в психологических концепциях личность описывается через совокупность различных качеств, например, активность, самообладание, способность добиться признания, общительность, деловитость и т. п. Разумеется, все эти качества, в разной степени развитые, есть у личности. Однако определение личности через совокупность этих качеств абстрактно в плане ее социальной характеристики. К примеру, активность бизнесмена или преступника по динамике психических процессов может давать одну и ту же картину, а по социальному содержанию — другую. Одни и те же системы физических действий и сходный (или одинаковый) психологический «механизм» действия индивидов могут выражать социально различную и даже противоположную активность и деятельность (например, революционная и контрреволюционная деятельность).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психологические особенности больных сердечнососудистых заболеваний
Значимую роль в возникновении и развитии заболевания играет фактор психологического стресса. Стресс – одно из самых распространенных заболеваний нашего времени активирующий патологические механизмы. Многие жалуются, что во время напряженн ...

Рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения умственно отсталых подростков является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и ...

Ригидность в системе родственных и близких понятий
Как синонимы ригидности и/или флексибильности употребляются такие термины, как: инертность, тугоподвижность, неповоротливость, стереотипия, персеверация, торпидность, вязкость, косность, фиксированность, фиксация, персистенция, догматизм, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта