Период расширения эллинской культуры на пространства иных цивилизаций

История психологии » Период расширения эллинской культуры на пространства иных цивилизаций

Страница 1

Гиппократ (5–4 вв. до н.э.)

– знаменитый древнегреческий потомственный врач, прошедший обучение также и у философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ много путешествовал и изучал медицинскую практику в разных странах и у разных народов (7).

Усвоенный от Демокрита принцип причинности позволил ему построить учение о темпераментах, значение которого состоит, прежде всего, в том, что в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения им были уловлены некоторые общие черты, сгруппированные по нескольким признакам.

Согласно учению Гиппократа, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, – крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы). Преобладание желчи делает человека импульсивным, «горячим» – холериком. Преобладание слизи делает человека спокойным и медлительным – флегматиком. Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым – сангвиником. Преобладание чёрной желчи делает человека грустным и боязливым – меланхоликом. Прогрессивным для его времени был подход к поиску различий темпераментов во внутренних особенностях организма, а не вне него.

Ныне различие темпераментов связывают с функционированием центральной нервной системы, а не «соотношением» организменных жидкостей. Представление об их основных типах усложнились и дифференцировались, но терминология Гиппократа сохранилась до сих пор (4).

Представления всех перечисленных выше ученых, за исключением представителей пифагорейской школы, строились на признании независимости от человека законов природы и его зависимости от них, душа признавалась материальным объектом. Совершенно иной подход, при котором мерой всего сущего был объявлен человек, также оказался продуктивным для формирования основ современной психологии.

Протагор из Абдеры (5 в. до н.э.) и другие софисты (к. 5 – н. 4 в. до н.э.)

. Представителей этой философской школы интересовал человек сам по себе, а не законы природы, определяющие его жизнь. Софисты, как правило, были учителями красноречия, умения вести дискуссию, убеждать слушателей в чем угодно, вне зависимости от достоверности внушаемого факта. Это стимулировало внимание к особенностям речевой и мыслительной деятельности. Софисты детально обсуждали приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Поскольку речь и мысли полны условностей, зависимы от человеческих интересов и пристрастий, то у софистов из представлений о душе постепенно исчезали понятия о подчиненности ее действий каким либо законам (4).

Сократ (5–4 вв. до н.э.)

. Этот афинский мыслитель и общественный деятель считается одним из «столпов» античной философии. С его деятельностью связывают становление научных основ познания человеческой личности (как сущности самостоятельной по отношению к природному миру) (8).

В противоположность софистам он признавал наличие определенных закономерностей в «работе души», но, в отличие от философов – материалистов, связывал их не с макрокосмом, а с внутренним строем самой души. Целенаправленным (в соответствии с имеющейся проблемой) построением диалога Сократ помогал собеседнику понять свой внутренний мир, свои убеждения и ценности и, напрягая разум, найти способы преодоления психического препятствия. По сути дела Сократ стал пионером психотерапии и психоанализа. Создание техники диалога впоследствии стали называть «сократическим методом». Диалогизм и детерминирующая тенденция (создаваемая задачей) стали в 20 в. основой экспериментальной психологии мышления (4).

Платон (5–4 вв. до н.э.)

– ученик Сократа и основоположник философии идеализма, ярый противник Демокрита. В области знаний о душе он дополнил сократовское учение о «внешнем диалоге» доказательством неразрывности мышления и общения. Он оценил процесс мышления как диалог внутренний. Ныне это явление известно в психологии как внутренняя речь, а процесс ее возникновения из речи внешней в современную эпоху обозначается термином интериоризация.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Физиологическая основа пищевого поведения
Пищевое поведение определено функционированием структур гипоталамуса. Гипоталамус – это внешний подкорковый центр вегетативной нервной системы. Эта подбугорная область промежуточного мозга долгое время является важным объектом различных н ...

Мотивационные основы профессионального самоопределения старшеклассников
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпо ...

Лепка детских страхов
Лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Лепить – делать сооружения, сооружать из пластического материала. (Словарь русского языка, Ожегов С.И.) Лепка имеет большое значение для обучения и восп ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта