Как и все другие крупные задачи, возникающие в общественной практике, эта задача также является комплексной. Ее решение требует изучения широкого круга вопросов. Но какой бы из вопросов ни был взят, его решение связано с необходимостью изучения и учета человеческих факторов. Поскольку управление включает как важнейший компонент руководство деятельностью людей, его совершенствование предполагает использование знаний о человеке, о закономерностях деятельности и поведения, о возможностях и способностях человека, о психологических различиях между людьми, об их взаимодействии в трудовых коллективах.
Без знания этих закономерностей трудно добиться высокой эффективности управления; они необходимы руководителю современного производства не меньше, чем, например, знания в области технологии и экономики.
Недоучет или недостаточное понимание психологических аспектов управления, как показывает опыт, приводит к возникновению конфликтов, высокой текучести кадров, нарушениям трудовой дисциплины. Нечеткая организация управления порождает и такой специфический социально-психологический феномен, как «диффузия ответственности».
Все это в конечном счете приводит к снижению производительности труда и оборачивается большими экономическими потерями.
Напротив, разумное использование психологических факторов позволяет подчас относительно «малыми» средствами получать значительный экономический эффект.
В связи с тем что в процессах управления участвуют взаимосвязанные коллективы людей, возникает необходимость разработки и ряда социально-психологических проблем. Для науки управления проблема коллектива выступает в двух аспектах. С одной стороны, трудовой коллектив является объектом управления. Поэтому закономерности формирования и развитии коллектива, его структуру и динамику следует знать дли того, чтобы в каждом конкретном случае находить наиболее эффективные средства воздействия на него. С другой стороны, сама управленческая деятельность в условиях современного производства также является коллективной, т. е. коллектив выступает в роли субъекта управления. Поэтому соответствующие знания о коллективе необходимы и для того, чтобы понять, как формируется коллективное решение и управляющее воздействие, от каких условий взаимодействия людей они зависят, а значит, определить и наиболее эффективные формы и способы деятельности управляющих коллективов.
Психологические исследования важны также для оценки эффективности тех или иных управляющих воздействий. Особое значение в этой связи имеет изучение структуры и механизмов поведения как коллективов, так и отдельных людей. Руководство людьми неизбежно включает педагогический момент, поэтому в разработке проблем, которые ставит перед психологией задача совершенствования управления, немаловажное место принадлежит данным педагогической психологии, изучающей психологические аспекты процессов обучения и воспитания.
Таким образом, задача совершенствования систем управления на предприятиях и в организациях ставит ряд психологических проблем. Их разработка предполагает социально-психологическое изучение производственных и управленческих коллективов, психолого-педагогическое исследование подготовки руководящих кадров, изучение психологических аспектов управленческого труда.
Эти проблемы требуют и новых форм взаимосвязи между психологией труда, социальной, инженерной, педагогической психологией и некоторыми другими областями психологической науки.
В последние годы на базе психологии и науки управления сформировалась особая дисциплина – психология управления (или организационная психология), занимающаяся именно изучением психологических закономерностей управленческой деятельности.
Информация по теме:
Возрастные стадии психического развития
К.Юнг считал, что завершенное психическое развитие делает возможной непрерывную связь «Я» с бессознательным, так как высвобождает психическую энергию - внутренний процесс развития, который длится в течение всей жизни, причем может направл ...
Типы конфликтов
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи – разработка социально-псих ...
Типы темперамента
Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераме ...