Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

История психологии » Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в разной степени задействованы учеными античности.

Первые представления о душе в античном мире, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделяли некоторые функции души, прежде всего, энергетическую – побуждение тела к активности (как физической, так и умственной). Эти представления легли в основу исследований первых философов. Их наиболее ранние работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, является главным орудием в познании мира. На этом этапе душа рассматривалась как нематериальный двойник тела (3).

Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм

– всеобщее одушевление. В этом подходе выделяются две исторические формы – анимизм и гилозоизм

. Под первым понимается вера в сонм духов, «странствующих» по телам животных и растений и покидающий их после смерти. Под вторым – осмысление природы как единого материального тела, наделенного жизнью (а значит и душой) (3).

Важнейшие объекты внимания античных ученых в области знаний, ныне относимых к психологии, могут быть обозначены как происхождение и структура души. В их объяснении обнаруживаются три направления, по которым шел поиск ответов.

Первым направлением стало объяснение психики на основе законов движения и развития материального мира. Главной тут была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, от их физической природы. Разработка этого направления закрепила права материалистического подхода к анализу психических процессов и явлений, стала предтечей экспериментальной психологии.

Второе направление античной психологии опиралось на исключительную связь проявлений психики с миром живой природы. В нем были заложены основы изучения психики как способа организации поведения живых систем, а не просто как множества отдельных субстанций определяющих реакции множества «тел».

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от культурной системы, в которой тот существует, от ее понятий, идей, этических ценностей. Правда в античное время то, что мы сейчас обозначаем как элементы культурных систем рассматривалось отчужденно от материального мира, от реальной истории и культуры общества, в виде абстрактных духовных сущностей, чуждых (не связанных с) материальным «телам» (3).

Первоначально (7–6 вв. до н.э.) философские учения возникают не в континентальной Греции, а в греческих колониях на побережье Малой Азии (Восточное Средиземноморье), в Милете и Эфесе. С утратой этими центрами политической самостоятельности в результате персидских завоевательных войн, сосредоточием античной философской мысли становится Западное Средиземноморье, острова Сицилия, Самос и др.

Победоносное для греков завершение войн с персами (5 в. до н.э.), в том числе, возвысило Афины как крупнейший научный центр. Появился «социальный заказ» на людей образованных, умеющих красноречиво говорить, убеждать, спорить.

С возвышением Македонии и распространением эллинской культуры на восток, и вкруг Средиземного моря, вслед за завоеваниями Александра Македонского (4–1 вв. до н.э.) возник ряд новых научных центров, среди которых особо выделялась Александрия Египетская.

Первый – четвертый века нашей эры – время доминирования в Средиземноморье римской цивилизации, научные школы которой существовали, в основном на территории метрополии и в некоторых старых центрах греческой культуры (3).

Информация по теме:

Характеристика копинг-стратегий
Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации, изменения субъективной зна ...

Множественные теории интеллекта
Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, которая впервые была опубликована свыше двух десятилетий в его книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта», раскрывает один из возможных образов индивидуал ...

Основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе
Существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС). Специалисты, работающие в уголовно-исполнител ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта