С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в разной степени задействованы учеными античности.
Первые представления о душе в античном мире, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделяли некоторые функции души, прежде всего, энергетическую – побуждение тела к активности (как физической, так и умственной). Эти представления легли в основу исследований первых философов. Их наиболее ранние работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, является главным орудием в познании мира. На этом этапе душа рассматривалась как нематериальный двойник тела (3).
Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм
– всеобщее одушевление. В этом подходе выделяются две исторические формы – анимизм и гилозоизм
. Под первым понимается вера в сонм духов, «странствующих» по телам животных и растений и покидающий их после смерти. Под вторым – осмысление природы как единого материального тела, наделенного жизнью (а значит и душой) (3).
Важнейшие объекты внимания античных ученых в области знаний, ныне относимых к психологии, могут быть обозначены как происхождение и структура души. В их объяснении обнаруживаются три направления, по которым шел поиск ответов.
Первым направлением стало объяснение психики на основе законов движения и развития материального мира. Главной тут была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, от их физической природы. Разработка этого направления закрепила права материалистического подхода к анализу психических процессов и явлений, стала предтечей экспериментальной психологии.
Второе направление античной психологии опиралось на исключительную связь проявлений психики с миром живой природы. В нем были заложены основы изучения психики как способа организации поведения живых систем, а не просто как множества отдельных субстанций определяющих реакции множества «тел».
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от культурной системы, в которой тот существует, от ее понятий, идей, этических ценностей. Правда в античное время то, что мы сейчас обозначаем как элементы культурных систем рассматривалось отчужденно от материального мира, от реальной истории и культуры общества, в виде абстрактных духовных сущностей, чуждых (не связанных с) материальным «телам» (3).
Первоначально (7–6 вв. до н.э.) философские учения возникают не в континентальной Греции, а в греческих колониях на побережье Малой Азии (Восточное Средиземноморье), в Милете и Эфесе. С утратой этими центрами политической самостоятельности в результате персидских завоевательных войн, сосредоточием античной философской мысли становится Западное Средиземноморье, острова Сицилия, Самос и др.
Победоносное для греков завершение войн с персами (5 в. до н.э.), в том числе, возвысило Афины как крупнейший научный центр. Появился «социальный заказ» на людей образованных, умеющих красноречиво говорить, убеждать, спорить.
С возвышением Македонии и распространением эллинской культуры на восток, и вкруг Средиземного моря, вслед за завоеваниями Александра Македонского (4–1 вв. до н.э.) возник ряд новых научных центров, среди которых особо выделялась Александрия Египетская.
Первый – четвертый века нашей эры – время доминирования в Средиземноморье римской цивилизации, научные школы которой существовали, в основном на территории метрополии и в некоторых старых центрах греческой культуры (3).
Информация по теме:
Межличностный конфликт
Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
В межличностных конфликтах субъекты про ...
Формирование первого впечатления
о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” за ...
Семейные факторы житейской психологии
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитиве ...