Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

История психологии » Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в разной степени задействованы учеными античности.

Первые представления о душе в античном мире, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделяли некоторые функции души, прежде всего, энергетическую – побуждение тела к активности (как физической, так и умственной). Эти представления легли в основу исследований первых философов. Их наиболее ранние работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, является главным орудием в познании мира. На этом этапе душа рассматривалась как нематериальный двойник тела (3).

Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм

– всеобщее одушевление. В этом подходе выделяются две исторические формы – анимизм и гилозоизм

. Под первым понимается вера в сонм духов, «странствующих» по телам животных и растений и покидающий их после смерти. Под вторым – осмысление природы как единого материального тела, наделенного жизнью (а значит и душой) (3).

Важнейшие объекты внимания античных ученых в области знаний, ныне относимых к психологии, могут быть обозначены как происхождение и структура души. В их объяснении обнаруживаются три направления, по которым шел поиск ответов.

Первым направлением стало объяснение психики на основе законов движения и развития материального мира. Главной тут была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, от их физической природы. Разработка этого направления закрепила права материалистического подхода к анализу психических процессов и явлений, стала предтечей экспериментальной психологии.

Второе направление античной психологии опиралось на исключительную связь проявлений психики с миром живой природы. В нем были заложены основы изучения психики как способа организации поведения живых систем, а не просто как множества отдельных субстанций определяющих реакции множества «тел».

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от культурной системы, в которой тот существует, от ее понятий, идей, этических ценностей. Правда в античное время то, что мы сейчас обозначаем как элементы культурных систем рассматривалось отчужденно от материального мира, от реальной истории и культуры общества, в виде абстрактных духовных сущностей, чуждых (не связанных с) материальным «телам» (3).

Первоначально (7–6 вв. до н.э.) философские учения возникают не в континентальной Греции, а в греческих колониях на побережье Малой Азии (Восточное Средиземноморье), в Милете и Эфесе. С утратой этими центрами политической самостоятельности в результате персидских завоевательных войн, сосредоточием античной философской мысли становится Западное Средиземноморье, острова Сицилия, Самос и др.

Победоносное для греков завершение войн с персами (5 в. до н.э.), в том числе, возвысило Афины как крупнейший научный центр. Появился «социальный заказ» на людей образованных, умеющих красноречиво говорить, убеждать, спорить.

С возвышением Македонии и распространением эллинской культуры на восток, и вкруг Средиземного моря, вслед за завоеваниями Александра Македонского (4–1 вв. до н.э.) возник ряд новых научных центров, среди которых особо выделялась Александрия Египетская.

Первый – четвертый века нашей эры – время доминирования в Средиземноморье римской цивилизации, научные школы которой существовали, в основном на территории метрополии и в некоторых старых центрах греческой культуры (3).

Информация по теме:

Сущность воинского коллектива и его ценностно-ориентационное единство
Несмотря на то, что термин " ценностно-ориентационное единство " имеет достаточно древнее происхождение, он широко используется в войсковой практике, в научных и художественных источниках. Разные авторы неоднозначно толкуют это ...

Самооценка и самоотношение
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: ...

Уровень Маски: начало открытия себя
Движение нисхождения по спектру и открытия себя для себя начинается в тот момент, когда вы сознаете, что не удовлетворены жизнью. Человек, который начинает ощущать страдание жизни, начинает вместе с тем и пробуждаться к более глубоким, ис ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта