Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

История психологии » Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в разной степени задействованы учеными античности.

Первые представления о душе в античном мире, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделяли некоторые функции души, прежде всего, энергетическую – побуждение тела к активности (как физической, так и умственной). Эти представления легли в основу исследований первых философов. Их наиболее ранние работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, является главным орудием в познании мира. На этом этапе душа рассматривалась как нематериальный двойник тела (3).

Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм

– всеобщее одушевление. В этом подходе выделяются две исторические формы – анимизм и гилозоизм

. Под первым понимается вера в сонм духов, «странствующих» по телам животных и растений и покидающий их после смерти. Под вторым – осмысление природы как единого материального тела, наделенного жизнью (а значит и душой) (3).

Важнейшие объекты внимания античных ученых в области знаний, ныне относимых к психологии, могут быть обозначены как происхождение и структура души. В их объяснении обнаруживаются три направления, по которым шел поиск ответов.

Первым направлением стало объяснение психики на основе законов движения и развития материального мира. Главной тут была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, от их физической природы. Разработка этого направления закрепила права материалистического подхода к анализу психических процессов и явлений, стала предтечей экспериментальной психологии.

Второе направление античной психологии опиралось на исключительную связь проявлений психики с миром живой природы. В нем были заложены основы изучения психики как способа организации поведения живых систем, а не просто как множества отдельных субстанций определяющих реакции множества «тел».

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от культурной системы, в которой тот существует, от ее понятий, идей, этических ценностей. Правда в античное время то, что мы сейчас обозначаем как элементы культурных систем рассматривалось отчужденно от материального мира, от реальной истории и культуры общества, в виде абстрактных духовных сущностей, чуждых (не связанных с) материальным «телам» (3).

Первоначально (7–6 вв. до н.э.) философские учения возникают не в континентальной Греции, а в греческих колониях на побережье Малой Азии (Восточное Средиземноморье), в Милете и Эфесе. С утратой этими центрами политической самостоятельности в результате персидских завоевательных войн, сосредоточием античной философской мысли становится Западное Средиземноморье, острова Сицилия, Самос и др.

Победоносное для греков завершение войн с персами (5 в. до н.э.), в том числе, возвысило Афины как крупнейший научный центр. Появился «социальный заказ» на людей образованных, умеющих красноречиво говорить, убеждать, спорить.

С возвышением Македонии и распространением эллинской культуры на восток, и вкруг Средиземного моря, вслед за завоеваниями Александра Македонского (4–1 вв. до н.э.) возник ряд новых научных центров, среди которых особо выделялась Александрия Египетская.

Первый – четвертый века нашей эры – время доминирования в Средиземноморье римской цивилизации, научные школы которой существовали, в основном на территории метрополии и в некоторых старых центрах греческой культуры (3).

Информация по теме:

Подход К.Томаса к изучению конфликтных явлений
В своем подходе к изучению конфликтных явления К. Томас делал акцент на изменение традиционного тогда отношения к подобным ситуациям, заключавшееся в создании некоего бесконфликтного пространства, а не в умелом управлении ими, поскольку н ...

Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на п ...

Рекомендации по совершенствованию характера
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта