Рассмотрение научного творчества показывает его глубокую индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей. В то же время, творчество не является таинственным явлением. Приближается разгадка механизма интуиции, распознается роль истины и роли факторов жизни и деятельности человека. Процесс научного познания на уровне индивидов интуитивен и дискутабелен, в нем сливается фактор случайности. Иногда случайность и предрасполагающий фактор оказываются доминирующими для «запуска» механизма интуиции, вероятный результат дополняется последующей дискурсивностью и определяется его истинность.
На уровне общества и культуры в целом, доминирующей оказывается необходимость, подчиняющая себе случайность. Деятельностная и социальная природа познания обеспечивает его рациональный в целом характер и закономерное развитие в логикой объективного мира. Такая трактовка научного познания и научного творчества несовместима с иррационализмом, логицизмом и агностицизмом, не учитывающими сложный, диалектический процесс научного творчества и недооценивающим в системе факторов научного познания, роль практической деятельности человека.
Человечество никогда не довольствовалось случайностями и стихийностью в познании мира. Всегда, на всем протяжении веков человек вел поиск средств направленного и эффективного воздействия на научное творчество. Как показывает опыт развития науки, научным творчеством ( в известных пределах) можно управлять. Это касается как условий проявления индивидуальных особенностей исследователя, в частности, интуиции, условий благоприятствующих встрече со « счастливой» случайностью, повышающих степень вероятности решения проблемы, так и условий социокультурного характера, социально-экономических, политических и общекультурных предпосылок, тоже поддающихся определенному регулированию. Нисколько не умаляя роли интуиции, случайности и истины в научном творчестве, ученые ориентируются, прежде всего, на рациональные способы исследования, действующие относительно автономно от той же интуиции, способные давать крупные научные результаты в этой связи и в то же время подводящие процесс познания к интуитивным скачкам.
Информация по теме:
Социально-психологический климат в коллективе
Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на сл ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Речь представляет собой сложную психическую деятельность и, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью языка.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрос ...
Теория структурного баланса Фрица Хайдера
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии. Один из исходных т ...