Рассмотрение научного творчества показывает его глубокую индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей. В то же время, творчество не является таинственным явлением. Приближается разгадка механизма интуиции, распознается роль истины и роли факторов жизни и деятельности человека. Процесс научного познания на уровне индивидов интуитивен и дискутабелен, в нем сливается фактор случайности. Иногда случайность и предрасполагающий фактор оказываются доминирующими для «запуска» механизма интуиции, вероятный результат дополняется последующей дискурсивностью и определяется его истинность.
На уровне общества и культуры в целом, доминирующей оказывается необходимость, подчиняющая себе случайность. Деятельностная и социальная природа познания обеспечивает его рациональный в целом характер и закономерное развитие в логикой объективного мира. Такая трактовка научного познания и научного творчества несовместима с иррационализмом, логицизмом и агностицизмом, не учитывающими сложный, диалектический процесс научного творчества и недооценивающим в системе факторов научного познания, роль практической деятельности человека.
Человечество никогда не довольствовалось случайностями и стихийностью в познании мира. Всегда, на всем протяжении веков человек вел поиск средств направленного и эффективного воздействия на научное творчество. Как показывает опыт развития науки, научным творчеством ( в известных пределах) можно управлять. Это касается как условий проявления индивидуальных особенностей исследователя, в частности, интуиции, условий благоприятствующих встрече со « счастливой» случайностью, повышающих степень вероятности решения проблемы, так и условий социокультурного характера, социально-экономических, политических и общекультурных предпосылок, тоже поддающихся определенному регулированию. Нисколько не умаляя роли интуиции, случайности и истины в научном творчестве, ученые ориентируются, прежде всего, на рациональные способы исследования, действующие относительно автономно от той же интуиции, способные давать крупные научные результаты в этой связи и в то же время подводящие процесс познания к интуитивным скачкам.
Информация по теме:
Возрастные особенности младших подростков
Психологические особенности младшего подростка во многом похожи на характеристики младших школьников. Прежде всего, к началу подросткового возраста у детей формируются новообразования, которые затем определяют психологический облик подрос ...
Терминологическая многозначность понятия психической ригидности. Дефиниции
психической ригидности
Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидно ...
Феномены телесности у взрослого человека
Наиболее сложную для понимания картину образуют феномены телесности у взрослого человека. В ходе развития они оказываются "встроенными" в общую архитектонику психической жизни индивида, смысловой сферы его личности, образуя при ...