Возрастные особенности детских отношений

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Возрастные особенности детских отношений

Страница 2

Ребенок овладевает своим поведением, более точно понимая нормы поведения дома и в общественных местах, улавливая характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и более сдержанно проявляя выражение своих эмоций, особенно негативных.

Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика, а также непостоянство переживаний и отношений.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, и компетентности [40]. Эти и другие возрастные особенности младших школьников определяют особенности формирования представления о себе, о том, что думают о нем другие. Это так называемая «скрытая программа социалицации», складывающаяся в процессе межличностных отношений [5, 33, 40] и проявляющаяся в восприятии других людей, прежде всего сверстников, в качестве которых в семье выступают сиблинги.

Одной из центральных проблем межличностного общения является восприятие и понимание людьми друг друга или “социальная перцепция”. Социальная перцепция – процесс, несомненно, более активный, чем восприятие объектов окружающего мира. Второй отличительной стороной данного процесса являются межличностные взаимодействия, что подразумевает разностороннюю обратную связь и непременное включение понимания.

В отечественной науке первым стал разрабатывать эту проблему и накопил большое количество эмпирических данных и закономерностей А. А. Бодалев.

Общение является наблюдаемым процессом, где актуализируется и развивается личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, представляющее их внутреннее состояние. Таким образом, общение в данном случае, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения [34].

Внутренней основой личных взаимоотношений является потребность в общении. Л. С. Выготский говорит о том, что любая потребность младенца есть потребность в другом человеке. Ребенок не просто хочет спать и засыпает, он требует внимания к себе в виде поглаживаний и покачивания не любого, а хорошо знакомого ему человека. Таким образом, избирательность данной потребности реализуется в “комлексе оживления” (на 2-ом месяце жизни) и является психологической сущностью данной потребности.

По мнению Л. И. Рюмшиной, образ другого человека формируется на аффективной основе и зависит от социального опыта[37]. В основу ее анализа легли идей В. А. Лабунской относительно невербального поведения и экспериментальные исследования раннего генезиса общения Н. Н. Авдеевой, М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой. Было установлено, что невербальное поведение взрослых с первых дней жизни младенца выступает в роли средств социального контакта, подготавливая само общение, а “комплекс оживления” и есть начало формирование образа другого человека.

С возникновением речи чувственный образ человека соединяется со смысловым содержанием [37]. Складываются первые, еще элементарные обобщенные представления о других людях, которые в старшем дошкольном возрасте конкретизируются и обобщаются. Образ другого человека приобретает точность, дифференцированность и константность. Наиболее раннее его содержание, формирующее на аффективной основе в процессе невербального взаимодействия с окружающими взрослыми, сохраняется во всех возрастах и определяет восприятие ситуации в целом, ее смысловую направленность.

На основе теоретических положений и эмпирических данных, Рюмшиной Л. И. были проанализированы возрастные особенности при восприятии невербального поведения. Результаты исследований показали, что детям дошкольного возраста свойственна при понимании и интерпретации невербального поведения характеристика действий человека и его состояний. Содержание образа при восприятии другого человека в школьном возрасте усложняется. Появляется информация не только о внешней активности человека и его эмоциональных состояниях, но и о качествах личности и социально-психологических особенностях, т.е., как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми. Это подтверждает и наличие у детей дошкольного возраста затруднений в понимании и интерпретации диадного и группового общения.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Особенности делинквентного типа поведения
Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального повед ...

Воля в процессе управления
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля — это способность человека, проявляющаяся в само детерминации и саморегуляции им своей деяте ...

Стиль семейного руководства
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родите ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта