Школа – это новый этап развития потребности в общении: новые дети, ограничение во времени (лишь перемены), появление общественно значимой деятельности (учение), где возникает система новых, а главное сложных деловых отношений. Овладение данными формами отношений является совместное выполнение группой одного задания. В этом случае приобретается опыт распределения обязанностей между собой и действия производятся с учетом того, что и как делают твои товарищи, а коэффициентом благополучия взаимоотношений является положение ученика в классе.
Исследования А. Б. Широковой выявило набор качеств или независимых характеристик у младших школьников с “высоким” положением в классе и так называемых “непринятых”. При оценивании детей, занимающих “завидное” положение в классе были названы следующие характеристики: красивая внешность, принадлежность к активу класса, готовность поделиться вещами и сладостями, успехи в учебе и отношения со сверстниками. Мальчики ценят физическую силу. Значительным отличием в оценке детей 7,8-ми и 9,10-ти лет является наличие содержательной стороны выполняемой работы или занимаемой позиции (статуса) у детей 3-х классов: организационные способности, общественная активность, отношение к труду и личностные качества (самостоятельность, уверенность, честность). Непринятые же характеризуются как общественно пассивные, т.е., не избираются в актив класса, а также неопрятные, плаксивые, непостоянны в дружбе и плохо учатся.
Межличностное оценивание, как частный случай психического отражения, рождает психический образ [35]. Таким образом, подводя итог выше сказанного, можно сказать, что младшие школьники в результате социальной перцепции оценивают другого человека по внешним характеристикам, эмоциональным состояниям и вниманию учителя по отношению к оцениваемому субъекту.
Восприятию образа другого человека характерен динамизм и постоянное развитие. Он не сводится к сумме отдельных компонентов, а носит интегральный характер. Поэтому изучение психологического содержания уместно лишь во взаимосвязи и динамики развития. Взаимоотношения между детьми необходимо рассматривать как целостную систему отношений детских и детско-родительских в их взаимосвязи и динамики развития (отношение каждого члена группы ко всем остальным и всех к каждому).
В ситуации же сиблинговых отношений вопрос о желании, как о критерии выбора партнера взаимодействия, опущен и есть лишь данность факта наличия брата или сестры.
Результатом межличностного общения или взаимодействия между людьми являются определенные отношения. Многие авторы рассматривают соперничество между сиблингами, как результат взаимодействия и положительной стимулирующей стороной их общения, и негативной.
Информация по теме:
Мотивация клиента и методы работы с сопротивлением
Клиент обращается к психотерапевту, уже имея какие-то представления о психотерапии, которые необходимо обсудить и уточнить. Иначе мы столкнемся с ситуацией, когда участники психотерапии начинают работать, имея различные ожидания от самого ...
Семья как психологическая система
В современной психологии семьи можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой позиции семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие интересы, а семейный контекст рассматривается ...
Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с сохранным слухом
Межличностные отношения — это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами [3,3].
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детско ...