Условные и безусловные рефлексы. Правила их выработки

Психология » Высшая нервная деятельность » Условные и безусловные рефлексы. Правила их выработки

Безусловные рефлексы

– это врожденные рефлексы, свойственны всем представителям данного вида животных. Они закрепились в процессе длительного развития животного мира и передаются по наследству. Их количество относительно невелико. Каждый безусловный рефлекс воспроизводит в ответ на определенное раздражение один и тот же рефлекторный акт. Так, например, коленный и ахиллов рефлексы возникаю каждый раз при раздражении рецепторов сухожилий определенных мышц. Рефлекторный путь безусловного рефлекса (рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо) существует уже к моменту рождения и может проходить через любые отделы центральной нервной системы. Безусловные рефлексы постоянны, устойчивы и не изменяются. Они обеспечивают координированную деятельность организма, направленную, например, на поддержание постоянства внутренней среды.

К моменту рождения у человека появляется большинство безусловных рефлексов. Рефлексы, участвующие в передвижении тела и связанные с половой функцией, формируются через некоторое время после рождения, по мере созревания нервной и других систем организма.

Безусловнорефлекторная деятельность обеспечивает возможность существования биологической особи в относительно постоянных условиях обитания.

По анатомическому принципу безусловные рефлексы делятся на: простые (спинномозговые), усложненные (с участием продолговатого мозга), сложные (среднего мозга), сложнейшие (ближайшая подкорка и кора полушарий большого мозга).

Ведущую роль в осуществлении большинства безусловных рефлексов играют подкорковые ядра, мозговой ствол, спинной мозг. Поэтому эти рефлексы сохраняются и после удаления коры больших полушарий мозга. Однако у человека, а также и у обезьяны сложные безусловные рефлексы протекают при обязательном участии коры больших полушарий мозга. К сложным безусловным рефлексам относятся инстинкты: пищевой, родительский, половой, оборонительный.

Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это сложная врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма.

Инстинкты специфичны для каждого вида и отличаются от простых безусловных рефлексов степенью сложности. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примерами инстинктов у животных являются постройка птицами гнезд, плотины бобрами и др.

У только что родившегося ребенка легкие еще не действуют. Когда связь с материнским организмом прерывается, в крови новорожденного начинает накапливаться углекислый газ. Он воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и вызывает инстинктивный вдох. Ребенок начинает дышать самостоятельно. О начале дыхания говорит первый крик ребенка. В этом инстинкте проявилась такая цепочка врожденных рефлексов: рождение –> СО2 –> вдох –> крик.

Таким образом, инстинктивное поведение генетически запрограммировано, и его практически нельзя изменить. Оно обеспечивает организм набором готовых поведенческих реакций, что позволяет экономно использовать нервные клетки.

Условные рефлексы

– это индивидуально приобретенные в течение жизни или специального обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом.

Условный рефлекс – это ответная реакция организма. Она не является врожденной. Рефлекторный путь условного рефлекса к моменту рождения ребенка отсутствует. Он возникает при определенных условиях в ответ на самые разнообразные раздражители и с любого рецептора, если эти раздражители достаточной силы, и воспринимаются организмом. Условный рефлекс – временная изменчивая реакция организма. Он может образоваться, закрепиться или угаснуть в процессе жизни. Один и тот же рефлекс может быть выработан при раздражении разных рецепторов.

Замыкание дуги условного рефлекса происходит в коре мозга с участием подкорковых центров. Чем больше образовано условных рефлексов и чем они разнообразнее, тем лучше приспосабливается организм к условиям жизнедеятельности.

Информация по теме:

Психологические особенности старшего школьного возраста
1. Юность как стадия жизненного пути человека Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесс ...

Основные понятия психологической подготовки
Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом св ...

Нейрофизиологические аспекты сердечнососудистых заболеваний
Стресс определяется как состояние, в котором мозг интерпретирует количество стимулов как чрезмерное или их качество как угрожающее и отвечает на них генерализованным способом. В течение стресса функциональное состояние сердца и дыхания ув ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта