Теоретические подходы к пониманию феномена ценностных и смыслообразующих ориентаций

Психология » Анализ феномена нравственных и смысложизненных ориентаций старших подростков » Теоретические подходы к пониманию феномена ценностных и смыслообразующих ориентаций

Страница 2

Ценность выполняет две связанные функции - жизнеутверждающую (обеспечивает привлекательность деятельности) и мотивирующую (побуждает к ее выполнению, преодолению препятствий). Л.И. Божович отмечает, что основу мотивации составляет эмоциональная значимость предмета потребности, т.е. подчеркивается ценностная основа выбора. Личностные ценности определяют содержательную сторону направленности личности, и составляет основу ее отношений, ядро мотивации и смыслы жизни. В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода "координирующим центром", определяющим поведение и отношение [2, с. 53-56].

Как считает А.А. Кроник, жизнь требует от человека конкретных поступков в ответ на события, и то, как человек взаимодействует с этими ситуациями, и определяет его судьбу. В.Э. Чудновский отмечает, что выбор главного жизненного пути происходит тогда, когда у человека недостаточно жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе мало готовит человека к выбору жизненной стратегии. Потому личность остается один на один с неопределенностью по поводу своего будущего. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире объективной действительности. Б.С. Братусь отмечает, что смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с бытием. И для нормального функционирования личности необходимо создать условия, при которых она могла бы адекватно понимать, зачем она осуществляет ту или иную деятельность. Как говорил В. Франкл, если человеку есть "зачем жить", он выдержит любое "как".

Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности». Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь. Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека [9, 23-24].

В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни. Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [18, с. 107-112].

Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Но определение смысложизненной ориентации - лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная ориентация «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысложизненной ориентации:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психологические задачи развития в пожилом возрасте
При прохождении каждого возрастного этапа человек решает определенные задачи развития. А.В. Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психол ...

Волевые усилия в психологии спорта
Воля— фактор сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на достижение лучшего спортивного результата (например, в процессе финиширования). В основе этого лежит не только желание, но и мотив долженствования и глу ...

Дифференциальная психология
Этот раздел психологической науки – психологии индивидуальных различий - исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении [2]. Термин «Дифференц ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта