Биографический очерк

Психология » Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому » Биографический очерк

Петровский Артур Владимирович родился 14 мая 1924 года. Является специалистом в области теории и истории психологии. Доктор психологических наук, профессор. Окончил философский ф-т МГПИ в 1947 году и аспирантуру по кафедре психологии там же в 1950.

Работал профессором, заведующим кафедрой психологии МГПИ им. В.И. Ленина в 1966–1972 годах. Заведующим лабораторией НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР в 1972–1991 годах. Академик Академии педагогических наук СССР (ныне Российской академия образования) с 1971 года. В 1992–1997 – президент Российской академии образования. Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО с 1997 года. Заслуженный деятель науки РФ.

Докторская диссертация – «Формирование основ сов. психологии» (1967). В конце 40-х – первой половине 50-х гг. предметом исследования Петровского были естественнонаучные и психологические воззрения рус философов А.Н. Радищева, Д. Аничкова, П. Любовского и др.; до конца 60-х гг. исследования Петровского были обращены к психологии в России в первой половине XX в. В 70-е гг. им разрабатывались проблемы социальной психологии, а в 80-е гг. – психологии личности. В начале 90-х гг. Петровский вновь обратился к философии и стратегии развития образования.

В трудах Петровского исследуется история развития психологической мысли в России современного периода, в частности проводится анализ педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии и других психологических течений, а также трудов В.М. Бехтерева, В. Вагнера, П.П. Блонского и других. В области социальной психологии им разработана концепция деятельностного опосредования межличностных отношений, позволяющая дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. Петровский показывает неправомерность экстраполяции зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на др. Доказывает недопустимость переноса закономерностей, характерных для одной страты внутригрупповых связей, на другой страты («стратометрическая концепция»).

Сочинения: Психология. [В соавт.]. М., 1956, 1957, 1958; История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967; Индивид и его потребности быть личностью. [В соавт.] // ВФ. 1982. №3; Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; История и теория психологии. Избр. труды. 1984; Психология о каждом из нас. М., 1992; История психологии. [В соавт.]. М., 1994; История и теория психологии. [В соавт.]. М., 1996, в 2 т.; Основы теоретической психологии. [В соавт.]. М., 1998.

Информация по теме:

Факторы аддиктивного поведения
Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.( Змановс ...

Определение понятия "Умственная отсталость"
Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость". Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или пр ...

Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психическ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта