Петровский Артур Владимирович родился 14 мая 1924 года. Является специалистом в области теории и истории психологии. Доктор психологических наук, профессор. Окончил философский ф-т МГПИ в 1947 году и аспирантуру по кафедре психологии там же в 1950.
Работал профессором, заведующим кафедрой психологии МГПИ им. В.И. Ленина в 1966–1972 годах. Заведующим лабораторией НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР в 1972–1991 годах. Академик Академии педагогических наук СССР (ныне Российской академия образования) с 1971 года. В 1992–1997 – президент Российской академии образования. Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО с 1997 года. Заслуженный деятель науки РФ.
Докторская диссертация – «Формирование основ сов. психологии» (1967). В конце 40-х – первой половине 50-х гг. предметом исследования Петровского были естественнонаучные и психологические воззрения рус философов А.Н. Радищева, Д. Аничкова, П. Любовского и др.; до конца 60-х гг. исследования Петровского были обращены к психологии в России в первой половине XX в. В 70-е гг. им разрабатывались проблемы социальной психологии, а в 80-е гг. – психологии личности. В начале 90-х гг. Петровский вновь обратился к философии и стратегии развития образования.
В трудах Петровского исследуется история развития психологической мысли в России современного периода, в частности проводится анализ педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии и других психологических течений, а также трудов В.М. Бехтерева, В. Вагнера, П.П. Блонского и других. В области социальной психологии им разработана концепция деятельностного опосредования межличностных отношений, позволяющая дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. Петровский показывает неправомерность экстраполяции зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на др. Доказывает недопустимость переноса закономерностей, характерных для одной страты внутригрупповых связей, на другой страты («стратометрическая концепция»).
Сочинения: Психология. [В соавт.]. М., 1956, 1957, 1958; История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967; Индивид и его потребности быть личностью. [В соавт.] // ВФ. 1982. №3; Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; История и теория психологии. Избр. труды. 1984; Психология о каждом из нас. М., 1992; История психологии. [В соавт.]. М., 1994; История и теория психологии. [В соавт.]. М., 1996, в 2 т.; Основы теоретической психологии. [В соавт.]. М., 1998.
Информация по теме:
Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга
Те, кто предлагает системные взгляды на интеллект, полагают, что он является сложной и целостной системой. Они предпринимают попытки понять обобщенное целое, состоящее из различных составных частей. Существует два удачных примера системно ...
Дифференциальная психология
Этот раздел психологической науки – психологии индивидуальных различий - исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении [2]. Термин «Дифференц ...
Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов
Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые пе ...