Психологическая характеристика младших подростков

Психология » Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками » Психологическая характеристика младших подростков

Страница 4

Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между младшими подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны младших подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с младшими подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала [29].

Таким образом, обобщая проблему психического развития младших предростков, отметим следующие возрастные особенности младшего подростка:

¾ потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

¾ повышенная утомляемость;

¾ стремление обзавестись верным другом;

¾ стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

¾ повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

¾ стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

¾ отсутствие авторитета возраста;

¾ отвращение к необоснованным запретам;

¾ восприимчивость к промахам учителей;

¾ переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

¾ отсутствие адаптации к неудачам;

¾ отсутствие адаптации к положению “худшего”;

¾ тенденция предаваться мечтаниям;

¾ боязнь осквернения мечты;

¾ ярко выраженная эмоциональность;

¾ требовательность к соответствию слова делу;

¾ повышенный интерес к спорту;

¾ увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Таким образом, проблеме подросткового возраста уделялось и уделяется большое внимание зарубежных и отечественных психологов.

Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью, выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. В этом возрасте у подростка продолжают развиваться такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в воображаемой ситуации. Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов.

Важной особенностью переходного возраста выделяется кризис идентичности или, по мнению Э. Эриксона, «идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Все это еще раз подчеркивает важность изучения подросткового возраста. От того, как протекает данный возрастной период, какие изменения происходят в личности ребенка, во многом зависит дальнейшая его жизнь.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Директивный и недирективный подходы в консультировании
При директивном подходе консультант обнаруживает, ставит диагноз и работает с клиентом над решением проблемы, при условии, что консультируемый активно и непосредственно участвует в этой процедуре. Консультант принимает на себя основную от ...

Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п. Распреде ...

Влияние личности на коллектив
Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным требова ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта