Анализ литературы по проблеме принятия группового решения позволяет сказать, что изучение этого феномена происходило не по логике развития самой науки, но в зависимости от потребностей самой практики. Хотя специальные групповые решения задач использовались в практических целях еще с древних времен (вече, советы, консилиумы), серьезные научные разработки в указанной области начались только на рубеже веков. Так, собственно социально-психологический подход к изучаемой проблеме связан с работами К. Левина, появившимися в 40-е годы XX века. Как известно, изначально цель его экспериментальной работы носила скорее практический характер: сравнить эффективность воздействия различной рекламы субпродуктов. Одна – традиционная лекция с индивидуальным решением в результате. Другая – представляла собой совместное решение на основе предшествующего обсуждения. Результаты показали преимущество дискуссии над лекцией. Эффект воздействия дискуссии, в виде изменившейся установки, актуализировался позже, что объясняется необходимостью внутренней работы по переработке новой информации и изменению прежней позиции. Большую значимость имеют обобщения К. Левина теоретического порядка: во-первых, о том, что групповая дискуссия позволяет увидеть различные точки зрения участников, снижая, таким образом, сопротивление к восприятию новой информации; во-вторых, выработанное коллективное решение в ходе обсуждения становится своего рода нормой группы, и ее придерживаются члены группы. Очевидно, что групповая дискуссия представляет собой эффективное средство изменения мнений и поведения участников обсуждения.
Со времени этого эксперимента К. Левина было проведено много других экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе. Были выявлены две важные закономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму (Андреева, 2003).
Значение групповой дискуссии изучалось в дальнейшем не только с точки зрения ценности принятого решения, но и с точки зрения тех последствий, которые сам факт дискуссии имел для группы в плане перестраивания структуры внутригрупповых отношений. Что же касается влияния групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию группового решения, то направление дальнейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался – особенно на прикладном уровне – активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения. Так, например спустя, несколько лет после эксперимента К. Левина были открыты две новые формы ведения групповой дискуссии: "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (А. Осборн, 1956) и синектика, предложенная Дж. Гордоном (Дж. Гордоном, 1961). Эти методы изучались как в русле социальной, так и общей психологии. Цель «мозгового штурма» – стимулировать группу из шести человек к быстрому генерированию большого количества идей. Осборн отмечал, что эти группы превышают потенциальную продуктивность того же числа одиночек: "средний член группы может выработать вдвое больше идей, работая в группе, чем в одиночестве" (Baron, 1992). Качество выработанных таким образом решений, во многом зависит от критиков, чья работа направлена против суггестивного воздействия, возникающего в ходе группового обсуждения. С другой стороны, чрезмерная критичность также негативно влияет на результат работы группы в целом (
Информация по теме:
Роль семьи и детско-родительских отношений в
процессе становления личности ребенка
Развитие личности ребенка, так или иначе, связывается с типом семьи. По мнению Л.Б. Шнейдер Э. Арутюнянц (27) существует 3 варианта семьи традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).
Далее рассмотрим влияние системных к ...
Виды
конфликтов
Системы управления охватывают, широкое многообразие объектов - от личности, до больших социальных групп. Во всех системах управления осуществляется процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект в рамках определенной ...
Системные, коммуникативные и внутренние качества лидера
В психологии выделены качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство. Для этого был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо бол ...