Психологическая сущность межличностных конфликтов

Психология » Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками » Психологическая сущность межличностных конфликтов

Страница 4

¾ повышенная тревожность;

¾ некоммуникабельность;

¾ чрезмерная принципиальность.

К конфликту также приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике[57].

Кроме субъективных факторов на возникновение конфликтной ситуации оказывают большое влияние ситуационные факторы. Дж. Форгас делает следующее замечание: «настроение оказывает большое влияние на наше мышление в неординарных, нестандартных случаях» [2, с. 145].

Окончательная проблема соотношения роли ситуативных и личностных факторов в детерминации поведения человека пока не решена. В этом плане А.А. Реан предлагает исходить из принципа дополнительности действия ситуативных и трансситуативных факторов, утверждая, что в «большинстве случаев детерминирующими факторами являются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов)» [44, с.132].

Соотношение ситуативных и личностных факторов в возникновении конфликтов, может быть выражена в основных идеях М. Дойча[13] :

1. Индивиды заметно отличаются друг от друга по степени проявления последовательности личностных черт в различных социальных ситуациях: те, кто более ориентирован на использовании ситуативной информации, обнаруживают меньшее постоянство.

2. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуальные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий.

3. Ситуации также различаются с точки зрения их влияния на возникновение у человека соответствующих диспозиций.

4. Возможно также, что существует тенденция к некоторой конгруэнтности между личностными диспозициями и ситуативными стратегиями, приводящая к тому, что люди с определенными типами диспозиций будут выбирать определенные типы социальных ситуаций, соответствующие их диспозициям.

Понимание объективно – субъективного характера причин конфликтов отражается весьма полезным при определении способов предупреждения конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Понятие о значении терминов «психология», «наука» и «искусство»
Прежде чем говорить о соотношении науки и искусства в психологии, дадим понятие о ней. Психология – наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания че ...

Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вунд ...

Лидерские качества и их психологическая характеристика
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность. В ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта