Но последнее специальное изучение психологической готовности к школьному обучению, в структуру которой входит коммуникативная готовность, Левченко И.Ю., Ткачева В.В. констатирует низкие показатели по этому важнейшему параметру развития. Одновременно выявляется и снижение функций программирования и контроля. Из этого можно сделать вывод, что перед всеми, кто занят в сфере воспитания и обучения детей в годы, предшествующие школьному обучению, стоит серьезная задача создания условий для коммуникативного развития детей в этот ключевой для формирования личности период [22,с.157].
Чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми. Наблюдения за детьми ведутся во время наивысшей речевой активности – в свободном, не регламентированном взрослым, общении (то есть не в ситуации занятий), на прогулке, в ролевых играх[29,с.197].
Стернин И.А. в своей работе "О понятии коммуникативного поведения" указывает что, коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам:
1. Характеристика коммуникативной активности. Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.
2. Предпочитаемый адресат общения. Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному, деловому, игровому, познавательному принципу).
3. Содержание общения. Внимательно наблюдают за содержанием общения ребенка со взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное, внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и личностные отношения.
4. Степень сформированности «схемы беседы».
5. Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
6. Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребенка, какие виды коммуникативных высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность[28,с.147].
По результатам наблюдения и анализа коммуникативного поведения по вышеуказанным параметрам воспитатель выделяет детей «группы риска», а затем психолог, логопед и другие специалисты проводят их более тщательное полное, комплексное обследование.
Большинство ученых Стернин И.А., Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Левченко И. Ю., Ткачева В. В. утверждают, что наиболее трудным для анализа коммуникативного поведения ребенка оказывается речевой параметр. Дело в том, что анализ речи с целью выяснения её коммуникативности существенно отличается от изучения средств русского (или другого) языка, которые используются в процессе общения (лексико-грамматические, синтаксические особенности). Поэтому рассмотрению подвергаются прежде всего не языковые единицы, а коммуникативные, которыми являются целые высказывания [7,с.137].
Информация по теме:
Основные принципы рационально-эмотивной терапии
Основные идеи рационально-эмотивной терапии (РЭТ) были сформулированы Альберотм Эллисом в 1955 г. и продолжают развиваться. По данным Г. Кассинова, озвученным во время I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации[3], А. Эллис был п ...
Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводи ...
Психическая ригидность как фактор нарушения адаптации личности
кардиологических больных
По мнению многих авторов, проблема личности в современной клинической психологии подразумевает ответ на вопрос о том, что привносит личность в те или иные виды психической (психосоматической) патологии, как влияют особенности преморбидной ...