Уровни развития конфликта (Даниэль Дэна[6]):
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.
Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Стили поведения в межличностном конфликте
Для диагностики стиля поведения как в межличностном, так и в других видах конфликта принято применять тест Томаса.
Тест был разработан американским психологом К.Томасом Впервые в России тест был адаптирован и применен Н.В.Гришиной в 1978 г.
К.Томас выделяет два основных стиля поведения в конфликте:
«Настойчивость» (от англ. assertiveness – напористость, самоуверенность), характеризующийся, прежде всего, защитой собственных интересов.
«Сотрудничество» (от англ. cooperativeness), который подразумевает внимательное отношение субъекта к интересам других участников конфликта.
Соответственно двум основным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте:
Соперничество / Соревнование (+Настойчивость, -Сотрудничество) — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.
Избегание (-Настойчивость, -Сотрудничество) — уход от конфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаивать собственные интересы.
Приспособление (-Настойчивость, +Сотрудничество) — пренебрежение собственными интересами ради интересов других.
Компромисс (±Настойчивость, ±Сотрудничество) — соглашение между конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок.
Информация по теме:
Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...
Факторы, влияющие на возникновение синдрома профессионального выгорания
В.Е. Орел, анализируя исследования зарубежных и отечественных психологов, выделяет два больших блока организационных и индивидуальных факторов, влияющих на возникновение и процесс синдрома профессионального выгорания.
Организационные фак ...
Понятие социализации
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой пред ...