Личностная психодиагностика

Психология » История и общая характеристика тестов личности » Личностная психодиагностика

Страница 1

Личностные тесты – это методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности: установки, отношения, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные особенности, а также типичные формы поведения.

Основное назначение таких тестов – определение выраженности мотивации, интересов, эмоций и отношений индивида, а также особенностей его поведения в определенных ситуациях. Знание таких психологических особенностей позволяет каждому человеку организовать работу таким образом, что бы достичь ее максимальной эффективности. Известно несколько сотен разновидностей тестов, поэтому крайне важно их верное понимание, толкование и ответственное использование результатов.

К личностным тестам относят тесты темперамента, тесты характера, тесты мотивации, тесты эмоций, тесты способностей, тесты ценностных ориентаций и др. С другой стороны можно выделить комплексные личностные тесты (дающие разностороннюю оценку состояния личности или ее отдельных свойств) и частные личностные тесты (оценивающие отдельные черты личности, мотивы, эмоции, ценности и пр.)

Личностные тесты могут включать в себя следующие шкалы: интеллект, воспитанность (дипломатичность, соблюдение этикета и дистанции), оригинальность (одаренность и креативность), экстраверсия – интроверсия (общительность - замкнутость), согласие – независимость, самоконтроль – импульсивность, эмоциональная стабильность – тревожность, обучаемость – инертность, достоверность (социальная желательность ответов) и др.

История конструирования личностных тестов восходит к 1912 г., когда Эдвард Торндайк начал разрабатывать вопросники для определения преобладающих интересов личности. Но первым действительно личностным тестом, получившим практическое применение (и оказавшим вместе с тем значительное влияние на последующее развитие «самоописательных» тестов), был «личностный инвентарий» (inventory) для выявления неврозов у военнослужащих, предложенный в 1919 г. Робертом Вудвортсом. Бланк данных о личности. Этот опросник был предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

За прошедшие с того века десятилетия опросники получили широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования личности.

Опросники — это объемная группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное известие некоторых сведений о себе в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм — психологию самонаблюдения. Метод опросников вначале рассматривался в качестве разновидности самонаблюдения. Но при заданных вариантах ответа это самонаблюдение, которому придается стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с беспристрастным тестированием.

Последние 50 лет самый модный личностный тест - опросник — MMPI (Миннесотский Многофазный Личностный Перечень). Он используется предпочтительно в клинической практике.

Если продолжить обзор истории развития и появления личностных тестов бланкового типа, то хронологический перечень наиболее значительных методик будет выглядеть следующим образом:

• 1927 г. — Эдвард Стронг публикует свою «Карточку профессиональных интересов»;

• 1926 г. — появляется тест склонности к доминированию-подчинению Гордона Оллпорта;

• 1928 г. — публикуется тест личностных ценностей, разработанный Гордоном Оллпортом и Филиппом Верноном;

• 1940 г. — С. Хатавей и Д. Маккинли публикуют свой Миннесотский многофакторный личностный инвентарий — MMPI — один из наиболее популярных на Западе бланковых тестов.

Из так называемых личностно-деятельностных тестов отметим в качестве пионерских разработок две методики проективного типа: тест цветных чернильных пятен, разработанный Германом Роршаxoм, и тест тематической апперцепции ТАТ, авторами которого являются Г. Мюррей и С. Д. Морган.

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

• особенностями стимульного материала;

• особенностями поставленной перед респондентом задачи;

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников в игре
Мы предлагаем использовать игру для психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при ...

Отчуждение в системе образования
В каком смысле можно говорить об отчуждении в образовании? Что подвергается отчуждению, т.е. изъятию из владения ученика. Отчуждению подвергается свобода человека распоряжаться временем, пространством, собой в соответствии с собственными ...

Психологические механизмы формирования коллектива
Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта