Лидерство у студентов колледжа физической культуры

Психология » Формирование лидерских качеств студентов колледжа физической культуры » Лидерство у студентов колледжа физической культуры

Страница 2

Процесс развития лидерских качеств у студентов колледжа физической культуры представляется возможным при условии создания системы учебно-практических ситуаций, нацеленных на развитие у них способности самостоятельно осваивать новый опыт, анализировать свою деятельность, принимать решения, приближенные к реальной профессиональной деятельности. Все это можно реализовать в процессе применения активных личностно-ориентированных форм обучения [14].

Однако следует отметить, что к концу обучения в студенческих группах уже есть сформировавшиеся лидеры, которые берут на себя ответственность за принятые решения, более активны на занятиях, часто выступают с ответами при выполнении заданий преподавателя, в то время как остальная часть группы более пассивна. Преподавателю следует учитывать сложившиеся группы и применять такие методы, которые позволяли бы студентам проявлять свои знания. Для эффективного развития лидерских качеств студентов необходимо определить общие и специфические условия. Опираясь на работы, изучающие развитие человека как личности, его личностных качеств, на диссертационные исследования, в которых рассматривается развитие лидерских качеств учащихся, установлено, что создание поливариантной творческой среды позволяет актуализировать творческий потенциал учащихся и студентов. Можно выделить общие условия развития лидерских качеств [Д.Л. Казаков, 2002; В. Карлоф, 1996; Р.С. Немов, 1999]:

1. Создание коллектива высокого уровня развития. Лидерство представляет собой групповое явление: лидера вне группы, вне коллектива не существует. Коллектив оказывает огромное влияние на развитие личностных качеств. Ученые отмечают, что развитие качеств личности, в том числе и лидерских, зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений [Н.П. Аникеева, 2000; Р. Артуг, 2000].

2. Специальная организация деятельности, ее творческий характер. Как показали исследования психологов, протекание и развитие различных психических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, ее мотивов, целей и средств осуществления. Однако развитию лидерских качеств учащихся будет способствовать лишь такая деятельность, которая наполнена специальным содержанием и соответствующим образом организованная.

В процессе обучения преподаватель должен создавать особые условия для проявления необходимых качеств. Этого можно добиться, изменяя характер деятельности в коллективе, тогда «появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж» [Р. Артуг, 2000] [5].

3. Личность преподавателя, главными качествами которого являются профессионализм, эрудиция, личное мастерство, творчество в работе. На занятиях преподаватель должен создавать среду для благоприятного развития лидерских качеств студентов. Это может быть осуществлено комплексом методов и средств (установление соответствующих отношений в коллективе, целенаправленная организация учебной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных и социально-психологических особенностей каждого обучаемого, проявление лидерских качеств преподавателем).

4. Активная деятельность самого учащегося. Учащимся необходимо иметь знания о сущности лидерства в группе, внутреннее осознание важности наличия лидерских качеств в жизни каждого человека, внутреннюю мотивацию их развития у себя.

5. Применение психолого-педагогической диагностики, позволяющей выявлять наличие лидерских качеств у студентов, управлять их развитием, определять уровень данного развития. На основе полученных результатов преподаватель может строить коррекционно-развивающую работу со студентами [8]. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить специфические условия, влияющие на развитие лидерских качеств учащихся в процессе физкультурного образования:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Дифференциальная психология
Этот раздел психологической науки – психологии индивидуальных различий - исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении [2]. Термин «Дифференц ...

Трудовая терапия при депрессивных состояниях
Пример. Больная З. (52 года) находилась а Тихвинской психиатрической колонии шестой год с диагнозом шизофрения. Была замкнута, угнетена, часто плакала, большую часть дня лежала в постели, укрывшись с головой, часто отказывалась от пищи. Л ...

Структура самооценки
Вслед за Слободчиковым и Исаевым, мы считаем, что самооценка как структурный компонент сознания является базовым механизмом, в результате функционирования которого у человека развивается самопонимание, самоуважение. Самооценка включает в ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта