Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека имеет довольно давнюю историю, потому что от качества получаемой нами информации зависит принятое нами решение, поступки и выбор стратегии, поведения или принятия решения в деловой сфере.
Что же можно считать ложью?! Ложь – это состояние определенной эмоциональной напряженности. Ложь можно выявить в процессе речевой коммуникации, ориентируясь на определённые признаки. Рассмотрим некоторые из них.
Особенности выбора слов:
1. Затруднения в оперативном выборе слов для адекватного выражения мыслей. А) Возрастает количество и длительность пауз нерешительности, предшествующих искомому слову. Такие паузы наблюдаются даже перед словами, обладающими большой частотностью и легко актуализируемыми в речи в обычном состоянии в силу их высокой предсказуемости в данном конкретном окружении. Поисковые паузы сопровождаются заполненными паузами – э, кх, гм, мм – количество которых возрастает. Сокращается средняя длина отрезка речи. Возрастает индекс нерешительности – отношение времени пауз ко времени чистой речи. Б) Затруднения в осуществлении выбора языковых единиц материализуются в виде возрастающего количества семантически нерелевантных повторов отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний.
"Я все не знаю … может она, может оно, может оно у меня / эээ со дня рождения может она у меня есть"
В) Затруднения в формулировании мыслей – возрастание количества поисковых слов "это", "такой", растягивание конечного гласного в слове. Г) Слова-паразиты Видите ли, знаете, вот, ну и др. В состоянии эмоциональной напряженности их количество возрастает вдвое (вследствие ослабления контроля говорящего за качеством речи)
2. Снижение словарного разнообразия – говорящий отбирает слова, которые наиболее частотны в его идиалекте, которые как бы лежат на поверхности, т.е. он упрощает стратегию поиска слов.Единство двух тенденций: к прерывистости речи и к увеличению ее слитности.
3. Тенденции к использованию эрзац-обозначений, пустых лексем, появление которых связано с затруднениями в устной речи при выборе адекватных лексических единиц для реализации замысла высказывания.
4. Возникновение парафазий – слов, употребляющихся неуместно в определенном контексте.
5. Выбор слов с четкой позитивной или негативной коннотацией, употребление усилительных частиц "уже, ж"
6. Более частое употребление глаголов по сравнению с прилагательными, что придает речи более динамичный характер.
Для смысловой структуры речи в состоянии эмоциональной напряженности характерны:
1. Снижение плотности пропозиций (пропозиция – любое сочетание слов, представляющее собой предикативную пару или могущее быть трансформированным в нее). А) За счет затруднений, испытываемых говорящим. Б) За счет значительного количества пресерваций иного происхождения, не связанных с затруднениями в выборе слов, а вызванных присущим только речи в состоянии эмоциональной напряженности явлением – "ухудшением торможения раз возникшего стереотипа". В) За счет повторов, обусловленных стремлением говорящего наиболее эффективно внушить свою мысль собеседнику.
2. Интенсивность употребления экспрессивных пропозиций возрастает, этому способствует увеличение количества слов с четкой позитивной или негативной коннотацией.
3. Употребление большего количества слов, выражающих неуверенность.
Специфика грамматического оформления высказывания.
1. Большое количество грамматически и логически незавершенных фраз
А) Тенденция к синкретизму в области строевого синтаксиса
Б)Тенденция к расчлененности в области актуального синтаксиса. В состоянии эмоциональной напряженности говорящий избирает как бы наиболее упрощенный способ грамматической реализации высказывания, не утруждая себя необходимостью "считывать" грамматические "обязательства" в ходе его порождения. С этим связано отсутствие грамматического согласования между отдельными частями высказывания.
2. Незакрепленность места зависимых членов по отношению к их хозяевам, причем чаще зависимые члены располагаются в постпозиции.
3. В речи нередко искажается логическая связь между отдельными словами высказывания, возникает двусмысленность.
4. Нарушение структуры сложного синтаксического целого – говорящий неоднократно отвлекается от изложения основной мысли, сообщая побочные сведения, что затрудняет восприятие речи.
5. Нарушения доминированности имени в рамках сложного синтаксического целого, т.е. случаи замены подразумеваемых говорящими существительных местоимениями.
6. Ошибки согласования, некорректируемые говорящим.
Особенности моторной реализации. В состоянии эмоциональной напряженности, когда говорящий особенно заинтересован в том, чтобы повлиять на поведение слушающего в желаемом для него направлении, он, как правило, придает своей речи аффективную окраску, зная из собственного речевого опыта, что "аффективная речь – лучший способ внушить свою мысль собеседнику".
1. Колебания частоты тона и интенсивности речевого сигнала.
2. Резкие перепады общего темпа речи.
3. Возрастание темпа артикулирования.
4. Изменение длительности латентного периода реакции на реплику собеседника.
5. Возникновение ошибок в артикуляции звуков наряду с подчеркнуто усиленным произношением, временами переходящим в скандирование.
Изменения в характеристиках речи в состоянии эмоциональной напряженности, обусловленные особенностями нейрофизиологических механизмов эмоциональных состояний.
Информация по теме:
Талант
Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант ...
Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из
факторов нормального развития личности подростка
Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков фо ...
Директивный и недирективный подходы в консультировании
При директивном подходе консультант обнаруживает, ставит диагноз и работает с клиентом над решением проблемы, при условии, что консультируемый активно и непосредственно участвует в этой процедуре. Консультант принимает на себя основную от ...