Способы выявления лжи в речевой коммуникации

Психология » Способы выявления лжи в речевой коммуникации

Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека имеет довольно давнюю историю, потому что от качества получаемой нами информации зависит принятое нами решение, поступки и выбор стратегии, поведения или принятия решения в деловой сфере.

Что же можно считать ложью?! Ложь – это состояние определенной эмоциональной напряженности. Ложь можно выявить в процессе речевой коммуникации, ориентируясь на определённые признаки. Рассмотрим некоторые из них.

Особенности выбора слов:

1. Затруднения в оперативном выборе слов для адекватного выражения мыслей. А) Возрастает количество и длительность пауз нерешительности, предшествующих искомому слову. Такие паузы наблюдаются даже перед словами, обладающими большой частотностью и легко актуализируемыми в речи в обычном состоянии в силу их высокой предсказуемости в данном конкретном окружении. Поисковые паузы сопровождаются заполненными паузами – э, кх, гм, мм – количество которых возрастает. Сокращается средняя длина отрезка речи. Возрастает индекс нерешительности – отношение времени пауз ко времени чистой речи. Б) Затруднения в осуществлении выбора языковых единиц материализуются в виде возрастающего количества семантически нерелевантных повторов отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний.

"Я все не знаю … может она, может оно, может оно у меня / эээ со дня рождения может она у меня есть"

В) Затруднения в формулировании мыслей – возрастание количества поисковых слов "это", "такой", растягивание конечного гласного в слове. Г) Слова-паразиты Видите ли, знаете, вот, ну и др. В состоянии эмоциональной напряженности их количество возрастает вдвое (вследствие ослабления контроля говорящего за качеством речи)

2. Снижение словарного разнообразия – говорящий отбирает слова, которые наиболее частотны в его идиалекте, которые как бы лежат на поверхности, т.е. он упрощает стратегию поиска слов.Единство двух тенденций: к прерывистости речи и к увеличению ее слитности.

3. Тенденции к использованию эрзац-обозначений, пустых лексем, появление которых связано с затруднениями в устной речи при выборе адекватных лексических единиц для реализации замысла высказывания.

4. Возникновение парафазий – слов, употребляющихся неуместно в определенном контексте.

5. Выбор слов с четкой позитивной или негативной коннотацией, употребление усилительных частиц "уже, ж"

6. Более частое употребление глаголов по сравнению с прилагательными, что придает речи более динамичный характер.

Для смысловой структуры речи в состоянии эмоциональной напряженности характерны:

1. Снижение плотности пропозиций (пропозиция – любое сочетание слов, представляющее собой предикативную пару или могущее быть трансформированным в нее). А) За счет затруднений, испытываемых говорящим. Б) За счет значительного количества пресерваций иного происхождения, не связанных с затруднениями в выборе слов, а вызванных присущим только речи в состоянии эмоциональной напряженности явлением – "ухудшением торможения раз возникшего стереотипа". В) За счет повторов, обусловленных стремлением говорящего наиболее эффективно внушить свою мысль собеседнику.

2. Интенсивность употребления экспрессивных пропозиций возрастает, этому способствует увеличение количества слов с четкой позитивной или негативной коннотацией.

3. Употребление большего количества слов, выражающих неуверенность.

Специфика грамматического оформления высказывания.

1. Большое количество грамматически и логически незавершенных фраз

А) Тенденция к синкретизму в области строевого синтаксиса

Б)Тенденция к расчлененности в области актуального синтаксиса. В состоянии эмоциональной напряженности говорящий избирает как бы наиболее упрощенный способ грамматической реализации высказывания, не утруждая себя необходимостью "считывать" грамматические "обязательства" в ходе его порождения. С этим связано отсутствие грамматического согласования между отдельными частями высказывания.

2. Незакрепленность места зависимых членов по отношению к их хозяевам, причем чаще зависимые члены располагаются в постпозиции.

3. В речи нередко искажается логическая связь между отдельными словами высказывания, возникает двусмысленность.

4. Нарушение структуры сложного синтаксического целого – говорящий неоднократно отвлекается от изложения основной мысли, сообщая побочные сведения, что затрудняет восприятие речи.

5. Нарушения доминированности имени в рамках сложного синтаксического целого, т.е. случаи замены подразумеваемых говорящими существительных местоимениями.

6. Ошибки согласования, некорректируемые говорящим.

Особенности моторной реализации. В состоянии эмоциональной напряженности, когда говорящий особенно заинтересован в том, чтобы повлиять на поведение слушающего в желаемом для него направлении, он, как правило, придает своей речи аффективную окраску, зная из собственного речевого опыта, что "аффективная речь – лучший способ внушить свою мысль собеседнику".

1. Колебания частоты тона и интенсивности речевого сигнала.

2. Резкие перепады общего темпа речи.

3. Возрастание темпа артикулирования.

4. Изменение длительности латентного периода реакции на реплику собеседника.

5. Возникновение ошибок в артикуляции звуков наряду с подчеркнуто усиленным произношением, временами переходящим в скандирование.

Изменения в характеристиках речи в состоянии эмоциональной напряженности, обусловленные особенностями нейрофизиологических механизмов эмоциональных состояний.

Информация по теме:

Специфика процесса социализации подростков
Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деяте ...

Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии ...

Агрессивность в подростковом возрасте
Проанализировав социальную ситуацию развития подростков с помощью тех представлений об агрессии, которые были сформулированы в исследованиях психологов, мы можем убедиться, что при переходе из начальной школы в среднюю агрессивность подро ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта