Способы выявления лжи в речевой коммуникации

Психология » Способы выявления лжи в речевой коммуникации

Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека имеет довольно давнюю историю, потому что от качества получаемой нами информации зависит принятое нами решение, поступки и выбор стратегии, поведения или принятия решения в деловой сфере.

Что же можно считать ложью?! Ложь – это состояние определенной эмоциональной напряженности. Ложь можно выявить в процессе речевой коммуникации, ориентируясь на определённые признаки. Рассмотрим некоторые из них.

Особенности выбора слов:

1. Затруднения в оперативном выборе слов для адекватного выражения мыслей. А) Возрастает количество и длительность пауз нерешительности, предшествующих искомому слову. Такие паузы наблюдаются даже перед словами, обладающими большой частотностью и легко актуализируемыми в речи в обычном состоянии в силу их высокой предсказуемости в данном конкретном окружении. Поисковые паузы сопровождаются заполненными паузами – э, кх, гм, мм – количество которых возрастает. Сокращается средняя длина отрезка речи. Возрастает индекс нерешительности – отношение времени пауз ко времени чистой речи. Б) Затруднения в осуществлении выбора языковых единиц материализуются в виде возрастающего количества семантически нерелевантных повторов отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний.

"Я все не знаю … может она, может оно, может оно у меня / эээ со дня рождения может она у меня есть"

В) Затруднения в формулировании мыслей – возрастание количества поисковых слов "это", "такой", растягивание конечного гласного в слове. Г) Слова-паразиты Видите ли, знаете, вот, ну и др. В состоянии эмоциональной напряженности их количество возрастает вдвое (вследствие ослабления контроля говорящего за качеством речи)

2. Снижение словарного разнообразия – говорящий отбирает слова, которые наиболее частотны в его идиалекте, которые как бы лежат на поверхности, т.е. он упрощает стратегию поиска слов.Единство двух тенденций: к прерывистости речи и к увеличению ее слитности.

3. Тенденции к использованию эрзац-обозначений, пустых лексем, появление которых связано с затруднениями в устной речи при выборе адекватных лексических единиц для реализации замысла высказывания.

4. Возникновение парафазий – слов, употребляющихся неуместно в определенном контексте.

5. Выбор слов с четкой позитивной или негативной коннотацией, употребление усилительных частиц "уже, ж"

6. Более частое употребление глаголов по сравнению с прилагательными, что придает речи более динамичный характер.

Для смысловой структуры речи в состоянии эмоциональной напряженности характерны:

1. Снижение плотности пропозиций (пропозиция – любое сочетание слов, представляющее собой предикативную пару или могущее быть трансформированным в нее). А) За счет затруднений, испытываемых говорящим. Б) За счет значительного количества пресерваций иного происхождения, не связанных с затруднениями в выборе слов, а вызванных присущим только речи в состоянии эмоциональной напряженности явлением – "ухудшением торможения раз возникшего стереотипа". В) За счет повторов, обусловленных стремлением говорящего наиболее эффективно внушить свою мысль собеседнику.

2. Интенсивность употребления экспрессивных пропозиций возрастает, этому способствует увеличение количества слов с четкой позитивной или негативной коннотацией.

3. Употребление большего количества слов, выражающих неуверенность.

Специфика грамматического оформления высказывания.

1. Большое количество грамматически и логически незавершенных фраз

А) Тенденция к синкретизму в области строевого синтаксиса

Б)Тенденция к расчлененности в области актуального синтаксиса. В состоянии эмоциональной напряженности говорящий избирает как бы наиболее упрощенный способ грамматической реализации высказывания, не утруждая себя необходимостью "считывать" грамматические "обязательства" в ходе его порождения. С этим связано отсутствие грамматического согласования между отдельными частями высказывания.

2. Незакрепленность места зависимых членов по отношению к их хозяевам, причем чаще зависимые члены располагаются в постпозиции.

3. В речи нередко искажается логическая связь между отдельными словами высказывания, возникает двусмысленность.

4. Нарушение структуры сложного синтаксического целого – говорящий неоднократно отвлекается от изложения основной мысли, сообщая побочные сведения, что затрудняет восприятие речи.

5. Нарушения доминированности имени в рамках сложного синтаксического целого, т.е. случаи замены подразумеваемых говорящими существительных местоимениями.

6. Ошибки согласования, некорректируемые говорящим.

Особенности моторной реализации. В состоянии эмоциональной напряженности, когда говорящий особенно заинтересован в том, чтобы повлиять на поведение слушающего в желаемом для него направлении, он, как правило, придает своей речи аффективную окраску, зная из собственного речевого опыта, что "аффективная речь – лучший способ внушить свою мысль собеседнику".

1. Колебания частоты тона и интенсивности речевого сигнала.

2. Резкие перепады общего темпа речи.

3. Возрастание темпа артикулирования.

4. Изменение длительности латентного периода реакции на реплику собеседника.

5. Возникновение ошибок в артикуляции звуков наряду с подчеркнуто усиленным произношением, временами переходящим в скандирование.

Изменения в характеристиках речи в состоянии эмоциональной напряженности, обусловленные особенностями нейрофизиологических механизмов эмоциональных состояний.

Информация по теме:

Эмоциональное здоровье и эмоциональное благополучие
эмоциональный благополучие здоровье подросток В последнее время в России наблюдается огромное внимание к проблеме здоровья. Данной проблемой занимаются такие науки как медицина, философия, психология, которая в настоящее время активно ис ...

Самоопределение
Самоопределение важный этап саморазвития человека. Под тем как мы понимаем «себя» кроется наш уровень развития. "Кто я?" Этот вопрос, волновавший человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, и сегодня продолжает оставаться ...

Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут б ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта