Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры — при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п. — дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк, отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению "внутренней этической инстанции".
Характер реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в связи с игрой, в значительной мере зависит от особенностей поведения "вожаков", оттого, какими путями они добиваются выполнения своих требований (улаживая, договариваясь или прибегая к физическим мерам).
В исследованиях Л.Г.Лысюк рассматривается усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отношениях. Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Информация по теме:
Семейные факторы научной психологии
Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека, и социализации личности. Семья – это первый, и основной социальный институт, в который попадает человек.
«Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форм ...
Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии.
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много н ...
Терминологическая многозначность понятия психической ригидности. Дефиниции
психической ригидности
Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидно ...