Определение синдрома эмоционального выгорания

Психология » Исследование зависимости личностных особенностей социального работника и характера протекания синдрома эмоционального выгорания » Определение синдрома эмоционального выгорания

Страница 3

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п.

Японские исследователи считают, что для определения выгорания к модели Маслач следует добавить ещё фактор "Involvement" (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью и др., а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение).

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с "выгоранием". Среди них есть такие, которые связаны с мотивацией на работу (потеря энтузиазма, интереса к тем, кого обслуживают). При монотонности жизни, психическом присыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой в начале имелся положительный мотив. Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения "выгорания", выделили три главных компонента: эмоциональное и(или) физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение выступает, по мнению многих исследователей, как основная составляющая "профессионального выгорания" и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. Человек чувствует что не может отдаваться работе, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличинными и формальными; возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении ("уходе") от обязанностей по отношению к другим. Появляется безразличие к работе.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Некоторые другие ветви прикладной психологии
Психология взаимодействия с окружающей средой существует в качестве самостоятельного подразделения прикладной психологии в зарубежных научных школах более 30 лет. Главным стимулом к ее возникновению стало осознание серьезных экологических ...

Анализ формирования функциональной межполушарной асимметрии в онтогенезе
Проблема мозговой организации психических процессов в онтогенезе многие десятилетия является объектом изучения для многих научных дисциплин. Лавинообразно нарастает поток эмпирических данных и объясняющих гипотез. Вместе с тем до настояще ...

Психологическое обеспечение развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности
Требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не только ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта