Заключение

Психология » Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Заключение

Анализ психологических и педагогических источников по проблеме межличностных отношений показал, что исследованиями в данной области занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.

Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально – чувственном аспекте. Также исследователи рассматривают межличностные отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.

Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.

Также мы выяснили, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».

Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, в какой мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.

Экспериментальное исследование показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в коллективе их сверстников с нормальным речевым развитием, уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности достаточно высок. Но, между тем, межличностные отношения у детей с данной речевой патологией имеют свою особенность, а именно, преобладание положительных выборов по отношению друг к другу. Однако данное положительное отношение не подкрепляется эмоционально и носит пассивно – положительный характер. Это происходит вследствие того, что дети с общим недоразвитием речи часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнёра, не могут согласовывать ролевое взаимодействие, часто ориентируются не на собственное личностное отношение к сверстнику, а на выбор и оценку его педагогом.

Таким образом, гипотеза исследования, что межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют особенности: преобладание положительных выборов и пассивно – положительного отношения к сверстникам – подтверждена.

Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, требует к себе особого внимания, ведь организм ребёнка ещё очень хрупок и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией.

В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и формированию межличностных отношений со сверстниками в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с общим недоразвитием речи III уровня к условиям и требованиям социума. Поэтому мы разработали коррекционно – развивающую программу, направленную на развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии.

Данная работа поможет в работе дошкольных психологов, логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений.

Информация по теме:

Принципы работы функциональной системы
Рассматриваемые здесь три принципа функциональной системы позволяют раскрыть те специфические ее свойства, которые характеризуют ее как динамическое целостное образование. 1. Принцип сужения афферентаци. Каждая функциональная система, им ...

Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому
Проблема развития ребенка становится приоритетной для советской психологии начиная с 30-х гг. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными. Как нам случалось уже подчеркивать, традиционный п ...

Понятие об агрессии
Теории и концепции, объясняющие механизм ее возникновения. Агрессия – психологическая характеристика, присущая в настоящее время практически всем людям. Прогресс в науке и технике, привнесший в нашу жизнь огромное разнообразие диковинных ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта