Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия. (С современной точки зрения первые можно связать с такой характеристикой темперамента, как эмоциональность, а вторые — с активностью.)
Сангвиник определялся И. Кантом как человек веселого нрава, который представляет собой хорошего собеседника, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Такой человек полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, может придавать чему-то чрезмерное значение и тут же забывать об этом навсегда. Если расстраивается, то не испытывает глубоких отрицательных эмоций и быстро утешается. Обещает и не выполняет своих обещаний, так как не обдумывает заранее, способен ли он их исполнить. Это грешник: искренне раскаивается в содеянном, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, являются для него скорее игрой, чем серьезным делом. Это человек беззаботный, полный надежд на светлое будущее. Каждой вещи или событию он на мгновение придает большое значение, но через минуту уже перестает об этом думать.
Такой человек добродушен, легко соглашается оказать другому посильную помощь. Он не спешит отдавать долги и всегда просит отсрочки. Он хороший собеседник, остроумен, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения и всех людей считает своими друзьями. Обычно он добрый человек, но грешник, который не осознает своих проступков и с трудом поддается исправлению. У него не хватает терпения и выдержки.
Меланхолик характеризовался И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Человек, расположенный к меланхолии (но не меланхолик), придает всему, что его касается, большое значение, всегда находит поводы для опасений и переживаний и обращает внимание прежде всего на трудности, никогда не думая в первую очередь об успехе нового начинания. Он с неохотой дает обещание, потому что не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он выполнить обещанное. И все это у него объясняется не моральными причинами, а тем, что быстрое согласие и выполнение обещания ему не нужны и доставляют неприятность, и поэтому он становится меланхоличным, озабоченным, недоверчивым, всегда во всем сомневающимся. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие.
Холерик — человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впадает в ярость, но так же легко и отходит, особенно если ему уступают О нем говорят, что он горяч, вспыльчив, гневлив, но если другие идут на уступки, он быстро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит других тем сильнее, чем скорее они ему уступают. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он активен, деятелен, но неохотно берется за работу именно потому, что у него не хватает выдержки. Такой человек охотно становится начальником, руководителем, но обычную работу выполнять не хочет. Он честолюбив, амбициозен, легко берется за общественные дела и ждет, чтобы его долго и громогласно хвалили, жаждет популярности. Он любит пафос и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду добр и великодушен, но не из любви к людям, а из гордости. Себя он любит намного больше, чем кого-либо. Он следит за порядком в делах и поэтому кажется умнее, чем есть на самом деле. Он любит располагать средствами, чтобы не быть скупым и проявлять щедрость. Он воспитан и вежлив, но любит церемонии, жеманен и напыщен в обхождении. Не чувствует лесть и любит, когда ему льстят. При некоторой доле иронии в общении с ним он быстро теряет прежнюю важность. Из всех четырех типов темпераментов больше других вызывает неприязнь.
Информация по теме:
Проблемы психологии игры в отечественной психологической науке
В дореволюционной русской психологии наиболее значительные высказывания об игре принадлежат К.Д. Ушинскому и А.И. Сикорскому. К.Д. Ушинский, по традиции того времени, рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и считал ошибочны ...
Понятие эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин (1987), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциона ...
Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка
В данной работе мы подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), ...