Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи дефектолог может сам варьировать условия игры.
В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.
Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Выводы по первой главе. В предоставленной главе мы рассмотрели теоретические положения о ведущем типе деятельности, дали характеристику ведущим типам деятельности согласно возрастной периодизации, рассмотрели игру, как наиболее приемлемый вид деятельности с детьми дошкольного возраста в работе по развитию психических процессов, что попытаемся аргументировать во второй главе нашей работы.
Информация по теме:
Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...
Способности и возраст
Для многих человеческих способностей развитие начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни.
В процессе ...
Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...