Поведение, являющееся источником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся чувством своей неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию разных форм личной психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) В попытках совладать с окружением либо уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в действительности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это итог излишне серьезных внутренних норм самооценки. Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека управляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в собственных возможностях.
Высокая самоэффективность, сплетенная с ожиданием фуррора, традиционно приводит к положительным результатам и, таковым образом, способствует самоуважению личности. И напротив, низкая самоэффективность, сплетенная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таковым образом, понижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу своей некомпетентности. И, напротив, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе успешный сценарий, обеспечивающий положительные ориентиры для организации собственного поведения, и осознанно проигрывает варианты конкретно удачных действий и решений.
Предполагается, что развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, получать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического либо эмоционального подъема. Принципиальное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, определяемый в социально-когнитивной теории как обоснованное когнитивное средство заслуги более желаемых паттернов поведения. Он не существует только в рамках лишь внутренних либо внешних сил, а проявляется в тщательно планируемом содействии личности с окружением.
Социально-когнитивная теория выделяет пять главных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое нужно воздействовать, сбор главных данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в социально-когнитивной теории включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.
Представителями социально-когнитивной теории проведены бессчетные исследования, подтверждающие значимость научения посредством наблюдения детей за родителями (к примеру, в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения и т.д.).1
Информация по теме:
Теория конфликта
Конфликт представляет собой довольно сложное психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от эффективности применения различных теоретических и методологических разработок.
Большинство людей не любят конфликты ...
Готовность к браку
Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а задается им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и ...
Формулы самости человека и ее значимость
В свое время американский психолог и социолог Дж. Келли (1895-1967) одним из первых обратил внимание на ментальные процессы (мышление, осознание, суждение и др.), обусловливающие функционирование социального человека. Можно согласиться с ...