Поведение, являющееся источником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся чувством своей неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию разных форм личной психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) В попытках совладать с окружением либо уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в действительности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это итог излишне серьезных внутренних норм самооценки. Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека управляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в собственных возможностях.
Высокая самоэффективность, сплетенная с ожиданием фуррора, традиционно приводит к положительным результатам и, таковым образом, способствует самоуважению личности. И напротив, низкая самоэффективность, сплетенная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таковым образом, понижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу своей некомпетентности. И, напротив, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе успешный сценарий, обеспечивающий положительные ориентиры для организации собственного поведения, и осознанно проигрывает варианты конкретно удачных действий и решений.
Предполагается, что развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, получать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического либо эмоционального подъема. Принципиальное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, определяемый в социально-когнитивной теории как обоснованное когнитивное средство заслуги более желаемых паттернов поведения. Он не существует только в рамках лишь внутренних либо внешних сил, а проявляется в тщательно планируемом содействии личности с окружением.
Социально-когнитивная теория выделяет пять главных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое нужно воздействовать, сбор главных данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в социально-когнитивной теории включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.
Представителями социально-когнитивной теории проведены бессчетные исследования, подтверждающие значимость научения посредством наблюдения детей за родителями (к примеру, в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения и т.д.).1
Информация по теме:
Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...
Определение понятия "Умственная отсталость"
Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость".
Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или пр ...
Классификация проективных методик
Сегодня существует множество классификаций проективных методик по разным основаниям.
Первым разработал классификацию проективных методик Л. Франк. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополн ...