Школьная дезадаптация и ее последствия

Психология » Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе » Школьная дезадаптация и ее последствия

Страница 2

Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые, привычные комплексы нервно-психических реакций не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые механизмы не имеют достаточных ресурсов для их соответствующей организации и действия. Рост напряжения, чаще всего, сопровождается эмоциональным возбуждением, что препятствует рациональным процессам. Ребенок волнуется, теряется, впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. Следствием психической напряженности в измененной среде существования при невозможности ее конструктивного использования является нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы как следствие высокой психической нагрузки. Нервно-психическая неустойчивость должна найти разрядку, но направленность ее в данном случае будет деструктивной для личности. Результатом является генерация дезадаптивных состояний, определяющих два основных типа поведения личности, наблюдающихся у первоклассников при неспособности успешно адаптироваться к новой среде. Деструктивные последствия фрустрации проявляются в двух формах – агрессии и бегстве от ситуации – что и определяет соответственно содержание двух основных типов дезадаптационного поведения.

Первый тип – агрессивный – атака на препятствие или барьер. Но при осознании возможной или явной опасности агрессия направляется на любой объект. Это может выражаться в грубости к одноклассникам, учителю, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же без видимых причин, в недовольстве всем происходящим.

Второй тип – бегство от ситуации – «уход» ребенка в свои переживания, обращение всей энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопания, самообвинения. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Этот тип школьников характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в себя, в мир тягостных раздумий.

В случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности имеет место угроза глубоких психических изменений личности. Возникает проблема сохранения психического здоровья школьников [7, 34, 20, 24]. Изменениями могут стать серьезные нервно-психические заболевания, если не будет своевременно диагностировано дезадаптивное состояние и оказана соответствующая помощь.

Таким образом, в ряде случаев школьная дезадаптация может оставаться скрытой от педагогов и родителей. Но дети с дезадаптивными формами поведения нуждаются в особом внимании. Важно вовремя распознать дезадаптивных детей для профилактики и коррекции возможных трудностей в дальнейшей их жизни. Основными путями помощи таким детям может стать правильно поставленное воспитание личности, которое включает в себя воспитание адекватных представлений об общественных мотивах и движущих силах развития, знание резервов, собственных возможностей, воспитание навыка реагировать на события, а не на представления о них, оптимизацию условий жизни и обучения, изменение привычных непродуктивных форм реагирования, выработку навыков релаксирующего отвлечения и избегания обычно декомпенсирующих данную личность ситуаций. Эти принципы образуют психогигиеническую основу учебно-воспитетельного процесса. Одним из условий успешности профилактики и коррекции школьной дезадаптации является четкое понимание того, что она отражает не слабость ребенка и не только недостатки школы или семьи, а является следствием нарушения отношений в системе «школа – ребенок – семья – общество». Именно эти нарушения отношения представляют собой объект усилий, обеспечиваемыми внутренними ресурсами данной системы. Конечной целью должно стать не просто разрешение уже возникших или уже возможных школьных трудностей, а профилактика социальной дезадаптации в последующей жизни [11].

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Понятие эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин (1987), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциона ...

Особенности организации социальной работы с осужденными из неполных семей и сирот в воспитательной колонии
Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребёнка. В зависимости от причин, нарушающих развитие ребёнка, выделяют несколько ...

Особенности ценностных ориентаций членов коллективистских и индивидуалистических культур
В конце 80-х гг. по инициативе и под руководством д-ра С. Шварца, профессора факультета психологии Иерусалимского университета, была организована Международная программа сравнительного (кросс-культурного) изучения ценностей [20]. Шварц ут ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта