·стиль взаимодействия в обществе;
·стиль сексуальной активности.
На основании внешности и выбора стиля одежды типичный женский и мужской стереотипы различаются существенно. Традиционные требования и ожидания диктуют необходимость выбирать и носить одежду, подчеркивающую половую принадлежность, или по крайней мере не противоречащую ей. Например, использование косметики в рамках традиционной оценки нормативности полоролевого поведения приписано лишь женщинам, так же как и определенный вид одежды и аксессуаров (юбки, банты, броши, туфли на высоком каблуке и т.д.). Отклоняющимся по стилю (неэстетичным) может быть признано поведение, не соответствующее приведенным традициям и нормам, например, использование женской одежды, обуви и аксессуаров мужчиной, так же как и применение женщиной «грубой» обуви, бесформенных брюк и т.д. Иногда отклоняющимся по эстетическим параметрам может быть признано поведение женщины, бреющей голову, или мужчины, который красит волосы в неестественный цвет.
К типично женским манерам поведения относят жеманство, кокетство, манерность, особый вид походки, более яркую и демонстративную жестикуляцию в отличие от типичной мужской скупости движений, сдержанности в проявлениях эмоций. Различия манер речи заключены в звучности, тембральной специфичности и выраженной эмоциональной подкрепленности. К девиантным формам поведения могут относиться манеры поведения, выходящие за рамки гендерных эстетических норм, например, грубый низкий голос женщины.
Стили взаимодействия в семье и в обществе отражаются в таких поведенческих феноменах, как субординация, главенствование, существование называемых женских и мужских обязанностей и дел. Нередко они проявляются в стиле принятия ответственности и решений. Понятие «быть под каблуком у жены» может отражать гендерный вариант девиантного поведения в определенной культуральной среде. В процессе альтернативного полоролевого воспитания мальчику и девочке предписывается выполнять по дому лишь те дела, которые соответствуют традиционному пониманию роли будущего мужчины и женщины, т.е. для девочки характерным является уборка квартиры, стирка, приготовление пищи, для мальчика - хозяйственные работы, ремонт.
Выделяют классические и неклассические типы полоролевых особенностей:
К классическим вариантам относят маскулинность и фемининность, к неклассическим – андрогинность (сочетание маскулинности и фемининности) и недифференцированность гендерного стереотипа поведения. Нормативным считается поведение, соответствующее биологическому полу (маскулинное у мужчины, фемининное у женщины). Остальные варианты могуг быть при определенных условиях отнесены к формам девиантного поведения.
В рамках психологии девиантного поведения выделяют гиперролевое
поведение, характеризующееся тем, что нормативные гендерные особенности проявляются в крайней, иногда гротескной форме. У мужчин гиперролевое поведение называется гuпермаскулинным, у женщин – гиперфемининным. В первом случае оно проявляется агрессивностью взамен активности и решительности, грубостью вместо бескомпромиссности, заносчивостью, а не самостоятельностью или самодостаточностью, эмоциональной холодностью вместо устойчивости. Кроме того, может появляться гиперсексуальность и садистические наклонности. Для гиперфемининного в отличие от феминного типа характерны жертвенность взамен терпимости и покорности, инфантилизм вместо доверчивости и нежности, конформизм, а не послушание, сентиментальность, а не чувственность, асексуальность и мазохистические тенденции.
К преимущественно женскому варианту патохарактерологическому типу девиантного поведения относят истерическое, к мкжскому – нарциссическое поведение. Истерическое поведение
характеризуется склонностью быть в центре всеобщего внимания, привлекать интерес к себе, не быть незамеченной. Для достижения этой метацели существует набор (репертуар) адекватных и отклоняющихся форм поведения. К первым относится кокетство, жеманство и иные, специфически женские, стилевые особенности поведения. Ко вторым причисляют нарочитость, вычурность, театральность, неестественность, демонстративность, псевдология и другие «карикатурные» формы поведения. На базе истерического отклоняющегося поведения возможно формирование диссоциативных (конверсионных) расстройств. Клинически они проявляются такими психосоматическими симптомами, как: парезы и параличи (утрата возможности совершать движения и исчезновение чувствительности), афония (потеря голоса), амнезия (потеря памяти), амавроз (утрата способности видеть) и др.
Информация по теме:
Стиль семейного руководства
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родите ...
Психолого-педагогические
особенности подростков из социально неблагополучных семей
В нашей работе мы описываем подростков группы риска. В настоящее время понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных о ...
Общая характеристика подросткового возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что явл ...