Различия женского и мужского полоролевого поведения

Психология » Гендерная специфика девиантных форм поведения » Различия женского и мужского полоролевого поведения

Страница 2

·стиль взаимодействия в обществе;

·стиль сексуальной активности.

На основании внешности и выбора стиля одежды типичный женский и мужской стереотипы различаются существенно. Традиционные требования и ожидания диктуют необходимость выбирать и носить одежду, подчеркивающую половую принадлежность, или по крайней мере не противоречащую ей. Например, использование косметики в рамках традиционной оценки нормативности полоролевого поведения приписано лишь женщинам, так же как и определенный вид одежды и аксессуаров (юбки, банты, броши, туфли на высоком каблуке и т.д.). Отклоняющимся по стилю (неэстетичным) может быть признано поведение, не соответствующее приведенным традициям и нормам, например, использование женской одежды, обуви и аксессуаров мужчиной, так же как и применение женщиной «грубой» обуви, бесформенных брюк и т.д. Иногда отклоняющимся по эстетическим параметрам может быть признано поведение женщины, бреющей голову, или мужчины, который красит волосы в неестественный цвет.

К типично женским манерам поведения относят жеманство, кокетство, манерность, особый вид походки, более яркую и демонстративную жестикуляцию в отличие от типичной мужской скупости движений, сдержанности в проявлениях эмоций. Различия манер речи заключены в звучности, тембральной специфичности и выраженной эмоциональной подкрепленности. К девиантным формам поведения могут относиться манеры поведения, выходящие за рамки гендерных эстетических норм, например, грубый низкий голос женщины.

Стили взаимодействия в семье и в обществе отражаются в таких поведенческих феноменах, как субординация, главенствование, существование называемых женских и мужских обязанностей и дел. Нередко они проявляются в стиле принятия ответственности и решений. Понятие «быть под каблуком у жены» может отражать гендерный вариант девиантного поведения в определенной культуральной среде. В процессе альтернативного полоролевого воспитания мальчику и девочке предписывается выполнять по дому лишь те дела, которые соответствуют традиционному пониманию роли будущего мужчины и женщины, т.е. для девочки характерным является уборка квартиры, стирка, приготовление пищи, для мальчика - хозяйственные работы, ремонт.

Выделяют классические и неклассические типы полоролевых особенностей:

К классическим вариантам относят маскулинность и фемининность, к неклассическим – андрогинность (сочетание маскулинности и фемининности) и недифференцированность гендерного стереотипа поведения. Нормативным считается поведение, соответствующее биологическому полу (маскулинное у мужчины, фемининное у женщины). Остальные варианты могуг быть при определенных условиях отнесены к формам девиантного поведения.

В рамках психологии девиантного поведения выделяют гиперролевое

поведение, характеризующееся тем, что нормативные гендерные особенности проявляются в крайней, иногда гротескной форме. У мужчин гиперролевое поведение называется гuпермаскулинным, у женщин – гиперфемининным. В первом случае оно проявляется агрессивностью взамен активности и решительности, грубостью вместо бескомпромиссности, заносчивостью, а не самостоятельностью или самодостаточностью, эмоциональной холодностью вместо устойчивости. Кроме того, может появляться гиперсексуальность и садистические наклонности. Для гиперфемининного в отличие от феминного типа характерны жертвенность взамен терпимости и покорности, инфантилизм вместо доверчивости и нежности, конформизм, а не послушание, сентиментальность, а не чувственность, асексуальность и мазохистические тенденции.

К преимущественно женскому варианту патохарактерологическому типу девиантного поведения относят истерическое, к мкжскому – нарциссическое поведение. Истерическое поведение

характеризуется склонностью быть в центре всеобщего внимания, привлекать интерес к себе, не быть незамеченной. Для достижения этой метацели существует набор (репертуар) адекватных и отклоняющихся форм поведения. К первым относится кокетство, жеманство и иные, специфически женские, стилевые особенности поведения. Ко вторым причисляют нарочитость, вычурность, театральность, неестественность, демонстративность, псевдология и другие «карикатурные» формы поведения. На базе истерического отклоняющегося поведения возможно формирование диссоциативных (конверсионных) расстройств. Клинически они проявляются такими психосоматическими симптомами, как: парезы и параличи (утрата возможности совершать движения и исчезновение чувствительности), афония (потеря голоса), амнезия (потеря памяти), амавроз (утрата способности видеть) и др.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Семья и ее задачи в формировании личности подростка
Семья – один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализации имеет свои особенности, в ней тесно спл ...

Структура уровневая характеристика понятийного мышления
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышл ...

Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятель ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта