Вильгельм Вундт: "Введение в психологию"

Психология » Вильгельм Вундт: "Введение в психологию"

Страница 2

Автор делает предположение, что схватывается вниманием не целое состоящее из многих элементов слова, но что в объеме его каждый данный момент попадает лишь ограниченная часть этого целого, от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям, которые находятся в более отдаленных зрительных полях сознания. При беглом чтении мы очень легко можем пропустить опечатки или описки.

Под перцепцией автор понимает просто фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание, под апперцепцией — сосредоточение на нем внимания.

Например если при прослушивании вокального исполнения с аккомпанементом, то незначительные неточности в аккордах сопровождения мы легко прослушиваем, если только сам голос не погрешает ни в тональности, нив ритме. Тем не менее впечатление от целого значительно ослабело бы, если бы не было этого сопровождения.

Конечно же, мы не в состоянии, постоянно и равномерно направлять наше внимание па один и тот же предмет. В процессе восприятия мы ставим ударение на том впечатлении, которое совпадает с повышением волны апперцепции, так что равные сами по себе удары такта становятся ритмическими. А при экспериментах с зрительным восприятием, короткое слово, схватывается как целое одним актом, а в более длинном процесс восприятия состоит из двух, иногда даже из трех очень быстро следующих друг за другом актов апперцепции,

Отдельный удар такта, называется ощущением, а соединение таких элементов в более или менее сложный такт — представлением.

При этом нет каких-либо значимых различий между образами воспоминания и восприятиями органов чувств. Образы в нашем сознании мы как бы ставим перед собою, выносим их вовне. Но те ощущения и возникающие из них образования, которые локализируются в нашем собственном теле (например чувство мускульного утомления, ощущения боли или тяжести во внутренних органах), мы также воспринимаем как относящиеся в этом смысле ко внешнему миру.

Это так же связано с качеством ощущения. Так, зеленый, красный, белый или черный цвета мы называем зрительными ощущениями, а зеленую поверхность, черное тело — зрительным представлением. Например, красный цвет переходит через целый ряд оттенков в оранжевый и затем в желтый цвет.

Качества ощущений и формы представлений относятся к объективному миру, к вещам и процессам вне нас, так как даже наше собственное тело, которому принадлежат наши осязательные и органические ощущения, само представляет собою относительно нашего сознания часть внешнего мира, хотя и самую близкую.

Впечатление нравящегося нам целого это субъективное чувствование удовольствия, порождаемое внешними впечатлениями (например акценты в определенных тактах метронома). Оно являет собою некоторый привходящий субъективный элемент. Оно воспринимается непосредственно как реакция нашей апперцепции. У многих индивидуумов возникающее при этом чувствование удовольствия совершенно опускается под порог сознания, так что они воспринимают тогда уже лишь объективные свойства такта, тогда как у других лиц эта субъективная реакция удовольствия проступает весьма определенно. Однако степень чувствования удовольствия при восприятии одной и той же мелодии может в высшей степени варьировать у различных индивидуумов; различие все более увеличивается по мере усложнения строения мелодии. Очень сложное музыкальное произведение может привести в величайшее одного человека и оставить совершенно холодным другого.

Но чувствование удовольствия не проецируется вовне, как ни тесно может оно быть связанным с относящимися ко внешнему миру представлениями.

Для апперцепции также характерна смена «ожидания» и «исполнения». На примере с метрономом: момент, непосредственно следующий за одним ударом, ожидание направляется на следующий удар и, пока он действительно не наступит, все время возрастает. В момент же нового удара маятника это напряженное ожидание сменяется чувством исполнения ожидания. Эти процессы могут субъективно варьировать как и наслаждение. Эти своеобразные элементы сознания возникают не вне нас, а в нас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот
В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения — рост подростковой и молодёжной преступности, наркозависимости, алкоголизма, проституции, заболеваний СПИДом и др. ...

Терминологическая многозначность понятия психической ригидности. Дефиниции психической ригидности
Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидно ...

Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн. У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева. Исследователе ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта