Рисование страхов

Психология » Анализ понятия страха, основных подходов и методов его диагностики » Рисование страхов

Страница 2

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе следует учитывать не только возможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на нее изменение в благоприятную для ребенка сторону.

Тема «Что мне снится страшное» или «Чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитанием не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязанным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации в рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного неопределенного, и вместе это способствует потери эффектно – травматического звучания страха в психики ребенка. Существенно и то, что занятие происходит в жизнерадостной обстановки общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.

Тема «Что было со мной самое плохое или хорошее» представляет собой возможность выбора событий, происходивших с детьми большинство из них предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтическая ориентированность детей в своих силах.

«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в нее оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

Продолжительность специально отведенных занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован только один страх. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновения, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. При среднем количестве страхов необходимо проводить соответственно 4 – 6 занятий. Рисовать лучше красками или фломастерами (цветными).

Некоторые дети долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивая «А как?» – в чем отражается их неуверенность и тревожно – мнительный настрой. Можно тогда незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Как правило, трудным является только начало, что преодолевается. При рисовании исключается тема смерти, так как они как абстрактные категории очень трудны.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков конечно, проще его провести со всеми детьми, но вследствие развития в группе эффекта подражания большинство детей будут при всех безоговорочно соглашаться с отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них в отдельности.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изображал себя не боящимся.

Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.

Так же следует отметить, что если семья не полная по разным причинам, тогда эффект от рисования страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью от внешней опасности. Но и в полной семье эффект рисования страхов может быть подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонны признавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемых угроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувства безопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь, поскольку не меняется отрицательная эмоциональная атмосфера в семье. По этому, какие бы усилия ни прилагали конфликтные между собой родители к устранению страхов у детей через рисование, результат всегда один и то же: в 4 – 5 раз хуже, чем в других семьях. Еще не достаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например укус собаки, избиение и т.д. был недавно, тогда более целесообразнее использовать игры.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Основные характеристики среднего детства
Детство - период жизни человека от рождения до отрочества. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе ...

Вывод
В завершение хотелось бы подвести итоги исследования стратегии само - развития. Первый шаг усовершенствования себя – это самопознание и самоотождествение, благодаря которому можно определить собственный уровень осознания себя. Каждый уров ...

Роль и задачи консультантов “ТД”. Деятельность службы психологической помощи по телефону
“Телефон Доверия” является службой экстренной анонимной психологической помощи населению по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы, социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта