Нейропсихологический аспект понятия «высшие психические функции»

Психология » Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6–7 лет » Нейропсихологический аспект понятия «высшие психические функции»

Страница 1

Понятие «высшие психические функции» - центральное в данной работе - было введено в общую психологию Л.С. Выготским и затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами. В нейропсихологии под ВПФ понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Как указывали Выготский и Лурия, высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов (т.е. они социальные по генезу), они опосредованы психологическими орудиями (главным образом, речью) и произвольны по способу осуществления. Кроме того, высшие психологические функции системны по своему строению и динамичны по своей организации (т.е. различны по психологической структуре на разных этапах онтогенеза). [13].

В основе представления о высших психических функциях как социально детерминированных психических образованьях или сознательных формах психической деятельности лежат теоретико-методологические положения об общественно - историческом происхождении психики человека и определяющей роли трудовой деятельности в формировании его сознания.

Социальные воздействия детерминируют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру. Высшие психические функции опосредованы различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктами длительного общественно-исторического развития. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь, поэтому речевое опосредование высших психических функций является наиболее универсальным способом их формирования.

Высшее психические функции – это сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы» (по определению Л.Выготского), которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранение старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого». Основные характеристики высших психических функций – опосредовательность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции, как «психологические системы». Высшие психические функции, как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них остаются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

Системность строения высших психических функций предполагает многоэтапную, иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют, как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. По мере формирования высших функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития высшие психологические функции постепенно «свертываются», автоматизируются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы «свертываются», приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно изменяется и психологическая структура высших психических функций.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома
Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстраполировать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональн ...

Генезис имплицитных теорий
Сформированный на ранних стадиях онтогенеза образ мира представляет собой неразделимо слитый сгусток смыслов, которые постепенно дифференцируются в соответствии с логикой категоризации. В процессе совершенствования восприятия индивид усва ...

Возможности педагогических средств в профилактике невротических расстройств у подростка
Хорошо известны успехи в области борьбы с неврозами в психологии и медицине. Доказан успех различных видов психотерапии в борьбе с неврозами, однако ничего по этой проблеме не происходит в области педагогической практики, а между тем борь ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта