■ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с
окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). [2, с.76]
М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
· Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
· Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
· Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
· Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
· Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. [24, с. 10]
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи,
к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи,
связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.[2, с.78]
Функции семьи реализуются в процессах общения и взаимодействия членов семьи. Гармоничное функционирование семьи возможно, когда каждый из ее членов выполняет роли, соответствующие своим и взаимным возможностям, и потребностям. Эти роли, а тем самым и семейную структуру, можно рассматривать, руководствуясь различными подходами. Наиболее распространенные из них – анализ ролей в семье, как социальном институте, анализ семейных ролей в семье, как малой группе и количественный анализ семейной структуры.
Роли, соотносимые с семьей, как социальным институтом и семьей, как малой группой, заметно отличаются по степени формализации. В первом случае они достаточно строго определены и за отклонения от них предусмотрены санкции, что подтверждает наличие законов, регулирующих брак и семейную жизнь. Во втором случае, взаимодействие членов семьи основывается на личностной интерпретации семейных ролей. Часть из них связана с ролями, обусловленными социальным институтом семьи (например, современными законами установлены равные права и обязанности супругов, интерпретирующиеся, как партнерские психологические роли). Другая часть семейных ролей никак не формализуется и зависит только от структуры конкретной семьи. Некоторые из этих ролей широко распространены и передаются из поколения в поколение (например распределение бытовых ролей между мужем и женой). Некоторая часть этих неформализованных ролей своеобразно повторяет ранее существовавшие формальные роли (например мужчина - как глава семьи). [12, с.7]
Информация по теме:
Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры
Эмпедокл Акрагантский (5 в. до н.э.).
Основу учения Эмпедокла – врача и философа – составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они заполняют всё пространство ...
Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая
проблема
Сложности процесса перевоспитания обусловлены тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки воина, сформировать потребности в положительном поведении;
практически отсутствуют ранняя педагогическая профил ...
Общие характеристики основных сиблинговых позиций
Проблема взаимоотношений детей в семье имеет глубокие корни. Уже в библейских легендах упоминаются истории о весьма драматичных отношениях между родными братьями. И хотя развитие отношений Каина и Авеля, Исава и Иакова во многом различно, ...