Современные научные теории неврозов

Психология » Влияние психологических факторов патогенеза невротических расстройств на саногенез в результате психотерапии » Современные научные теории неврозов

Страница 7

Поведенческий этап формирования невротических расстройств определяет выработку стратегии поведения в новых условиях, когда конфликт продолжает оставаться неразрешенным, и с психопатологическими феноменами сочетаются субъективно тяжело протекающие вегетативно-сосудистые и другие соматические эквиваленты психических расстройств. У больных стратегия поведения заключается как в типичных невротических реакциях и защитных механизмах действий, так и в специфических способах использования методов психологической компенсации (психокоррекции).

На данный момент выделено три типа использования больными неврозами методов психокоррекции: лимитированная, дефицитарная и аттитюдная.

Лимитированная психокоррекция характеризуется стойкостью, неизменностью, ригидностью поведения при очевидной даже для самого больного дезадаптивности поведения. Больные, использующие лимитированную психокоррекцию, практически всю свою так называемую преморбидную жизнь находились в преневротическом состоянии. Их отличает повышенная сензитивность, ранимость, эмоциональная негибкость, трудности адаптации к новой обстановке. В силу ригидности установок больные не имеют возможности искать иные адекватные механизмы психокоррекции. При лимитированной психокоррекции никакие логические доводы, разъяснения, обоснования, исходящие от окружающих и направленные на оказание психологической помощи, не достигают цели в связи со стойкостью, ригидностью и непоколебимостью невротической концепции больного, закрепившегося в ней за каждым участником конфликта определенной роли. При использовании лимитированной психокоррекции затухание невротических симптомокомплексов происходит медленно с рядом типичных резидуальных явлений, с очевидной постепенной психологической переработкой конфликта и переориентацией личности.

Дефицитарная психокоррекция отличается так называемым неумением больных использовать в период конфликта и невротического синдромообразования методы психологической компенсации. У больных наблюдается дефицит психокоррекционных способностей. При дефицитарной психокоррекции наблюдается "психотерапевтический дрейф" в сторону более реалистической оценки ситуации и способов выхода из нее. В процессе психотерапии больные апробируют предложенные способы и относительно быстро преодолевают невротическую симптоматику и восстанавливают прежний адекватный психологический стиль поведения.

Анализ преморбидных особенностей лиц, использующих дефицитарную психокоррекцию, показывает, что прослеживается воспитание по типу наивного оптимиста.

Аттитюдная психокоррекция подразумевает нежелание больными в период неразрешенного конфликта предпринимать какие бы то ни было действия, ведущие к его прояснению или исчезновению симптоматики, и использовать методы психологической компенсации. Больные уклоняются от использования психокоррекционных мероприятий и нормализации собственного психического статуса. Как правило, аттитюдная психокоррекция формируется на базе акцентуации характера по истерическому типу.

Помимо этого в Международной классификации болезней 10-го пересмотра в группе "Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства" классифицируются также группа тревожно-фобических невротических расстройств, расстройства адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство, психоастении, психоастенический невроз и др.

Таким образом, в качестве основных психологических механизмов невротических расстройств отмечены (Карвасарский Б. Д. , 2002; Залевский Г. В., 2004): наличие внутреннего конфликта, психотравмирующие обстоятельства, психическая ригидность, субъективная непереносимость сложившейся ситуации, вследствие этого наличие психологической фиксации на проблеме, и рациональные убеждения, нарушения поведения, недостатки обучения и воспитания и др.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация по теме:

Вывод
Как подростки, так и юноши описывают идеальный образ себя не только через описание определенных качеств и черт характера, но в большей степени через обозначение желаемого места работы, специальности, определенного имущества, уровень образ ...

Одаренность
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности: «Одаренность - это общая способно ...

Психологические особенности студенческого возраста
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [23]. Высшее образование оказывает огромное влияние н ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта