1. Формирование потребностей на основе ценностей.
Ненасущные потребности сильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом. Так, в одних обществах и социальных слоях значимость моды для человека велика, а в других нет. Однако даже при одинаковом уровне материальной обеспеченности в разных странах и социальных слоях исторически складываются сильно различающиеся системы ценностей. Успешность сервисной деятельности напрямую зависит от учета специфики ценностей, сложившихся у потребителей.
2. Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представлений о ценностях.
Система ценностей ориентирует личность на ту или иную стратегию жизненного поведения. Это может быть стремление к обогащению и собственному благу, к благу своего народа, семьи или фирмы, к служению Богу, к беззаботному «прожиганию» жизни. Разумными признаются потребности, связанные с практической реализацией этой ценности - с раскрытием всех способностей личности, обеспечением возможности ее творческого развития. Потребности, удовлетворение которых укорачивает и обедняет жизнь отдельного человека (употребление алкоголя, наркотиков и т. п.), признаются вредными и неразумными.
3. На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости.
Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работниками сервиса. Так, все люди носят одежду, едят и спят, многие занимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смотрят кинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могут сильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные и политические факторы.
4. На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.
Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток и т. д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые общечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства
5. Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей также строится с учетом системы ценностей клиента.
Это хорошо видно на примере рекламы, которая всегда пытается изменить систему ценностей, убедить потребителя в значимости для него определенного товара или услуги.
Конечно, некоторый сдвиг в системе ценностей при освоении новой услуги или товара вполне может произойти, но он не может быть слишком сильным. Распространение товара или услуги, выработка потребности в них у большого слоя клиентов обычно происходят постепенно и становятся возможными в том случае, если не вступают в слишком сильное противоречие с господствующими культурными, религиозными и другими ценностями.
В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей. Услуги востребованы только в том случае, если они гармонично вписываются в систему ценностей потенциальных потребителей или соответствуют по своему содержанию тому направлению, в котором она в данный момент изменяется.
Информация по теме:
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме
исследования
Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное поня ...
Методы исследования и развития специальных
способностей
Вопрос о методах исследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершенно прозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаются нерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследо ...
Семейные факторы житейской психологии
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитиве ...