Обобщение исследований позволяет констатировать у подростка с девиантным поведением следующие психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятствий; сверхнапряженность; апатичная подчиненность группе с асоциальными установками; сниженная самокритичность, двойной локус контроля; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность.
Психологическая диагностика делинквентных личностей в местах лишения свободы имеет
важное значение, так как позволяет сделать более эффективным весь комплекс воспитательно-исправительных мероприятий (исправительные работы, ударный труд, участие в самодеятельности), направленных на преобразование личности осужденного с целью ее адаптации к социуму. Большая роль в диагностике отводится психологу, так как только специалист способен выявить личности, обладающие подобными отклонениями.
Психологическая коррекция осужденных в местах лишения свободы.
Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ¼ осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников свидетельствует как рубежный, так и отечественный опыт.[2]
Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992 года она приобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТУ Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и коррекции поведения.[3]
[1] См. А. Г. Ковалев. Психологические основы исправления правонарушителей. - М., 1968. С. 49-52.
[2] Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. - Уфа, 1997. - 168с.
[3] Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний./ Под ред. А. В. Пищелко. - Домодедово, РИПК МВД России, 1996.- 61с.
Информация по теме:
Следующий уровень развития – уровень «кентавра»
"Приспособленный" в целом человек давно уже спроецировал свое тело в качестве "внешнего объекта" или, можно было бы сказать, "низлежащего объекта". Человек отказывается быть кентавром (уровень организма как ц ...
Групповой подход к принятию решений
Анализ литературы по проблеме принятия группового решения позволяет сказать, что изучение этого феномена происходило не по логике развития самой науки, но в зависимости от потребностей самой практики. Хотя специальные групповые решения за ...
Разновидности современных образовательных программ
для одаренных школьников
Современная педагогика одаренности, во-первых, ставит вопрос о необходимости дифференцированного обучения одарённых детей по специально разработанным программам. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребёнка может быть достигнут т ...