Типология криминальной агрессии

Психология » Пенитенциарная психология » Типология криминальной агрессии

Страница 1

Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) – мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям.

В психологии принято выделять следующие виды агрессии:

1) физическую, т.е. использование физической силы против другого лица или объекта;

2) вербальную, проявляющуюся в выражении негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозы, проклятья, ругань, оскорбления);

3) прямую, непосредственно направленную против конкретного объекта или субъекта;

4) косвенную – совершение действий, направленных окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, измышления и т.п.), и действий, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью, проявляющихся во взрывах ярости, крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.;

5) инструментальную, являющуюся средством достижения какой-либо цели (например, достижения победы в соревнованиях);

6) враждебную, выражающуюся в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, сексуальное насилие и т.п.);

7) аутоагрессию, проявляющуюся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида.

Современные концепции классификации осужденных.

Ряд современных исследователей разрабатывает классификации преступников исходя из характеристики направленности их личности.

Несомненный интерес предоставляет классификация, разработанная А. Г. Ковалевым. В ее основу положена степень криминальной зараженности личности правонарушителя. В соответствии с этим выделяются:

1) глобальный преступный тип, т. е. асоциальная личность с полной преступной зараженностью, с отрицательным отношением к труду и другим людям, не мыслящая иной жизни, кроме преступной. Все помыслы представителей этого типа направлены на осуществление преступлений, их воля тверда и непоколебима в осуществлении задуманных уголовных деяний, совершение преступлений им приносит удовлетворение. Этот тип включает различные подтипы: похотливого растлителя и насильника, казнокрада, бандита и т. д.;

2) парциальный преступный тип – это лицо с частичной криминальной зараженностью, его личность раздвоена, в ней уживаются черты нормального социального типа и черты преступника. Он с уважением относится к авторитетным людям, имеет друзей, интересуется событиями общественной жизни, читает газеты, посещает музеи и театры, но вместе с тем систематически совершает преступления, имеет много судимостей. Большинство таких лиц совершают преступления в виде хищения общественной и государственной собственности, кражи личной собственности граждан, спекуляции или мошенничества и т. п.;

3) предкриминальный тип. К нему относятся лица с такими морально-психологическими свойствами, при наличии которых эти лица, попав в определенную ситуацию, неизбежно совершают преступления.

Разновидности этого типа (подтипы) следующие: а) чрезвычайно эмоционально-возбудимый, с недостаточным самообладанием, совершающий в определенных ситуациях хулиганские действия, убийства или тяжкие телесные повреждения в состоянии ревности, гнева и т. п.; б) легкомысленный лентяй, весьма податливый на соблазны, который любит хорошо пожить, не утруждая себя.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Описание культурного синдрома индивидуализм – коллективизм
Существует несколько характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из этих характеристик состоят так называемые «культурные синдромы» (Triandis H., 1994) [20]. Культурный синдром, по мнению Триандиса – это определенный наб ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которых нельзя отн ...

Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллекти ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта