История пенитенциарной психологии, ее методологические основы

Психология » Пенитенциарная психология » История пенитенциарной психологии, ее методологические основы

Можно выделить несколько периодов в истории развития пенитенциарных учреждений России: первый период связан с 1917 годом, когда В.И.Ленин подписал указ о ликвидации пенитенциарных учреждений царской России, доминирующим принципом функционирования которых было подавление и угнетение личности осужденного.

Однако действительность вскоре потребовала создания пенитенциарных учреждений, так как советская власть намеревалась перевоспитывать и исправлять осужденных граждан. Второй этап в развитии пенитенциарной системы связан с временем правления И.В. Сталина, когда пенитенциарные учреждения прирастали ГУЛАГОМ и являлись инструментом репрессий и подавления без вины виноватых. Следующим периодом развития пенитенциарных учреждений стало время правления Н.С. Хрущева и Л.И.Брежнева, когда данные учреждения использовались для борьбы с политическими противниками и инакомыслящими. С началом демократизации общества наступил новый этап в развитии пенитенциарных учреждений России, основным назначением которых стало перевоспитание, исправление и возвращение в общество осужденных граждан.

Существует две точки зрения на проблему исправления осужденных в пенитенциарной системе. Сторонники первой точки зрения считают, что преступные наклонности заложены в человеке от рождения и отрицают возможности качественных изменений человеческой психики и личности преступника (свойственна западной пенитенциарной психологии, представители классической – А.Фейербах, Грольман, антропологической – Ч.Ломброзо и социологической школ – Г.Спенсер, В.Джемс, Э.Торндайк, А.Комбс, К.Холл).

Сторонники другой точки зрения считают, что преступные наклонности приобретаются в результате неблагоприятных условий жизни, отрицательного влияния среды или неправильного воспитания и могут быть устранены. К ним относятся представители отечественной школы психологии – И.П.Павлов, А.С.Макаренко.

В отечественной психологии выделяются следующие методологические принципы:

общие

1. Принцип диалектико-материалистического монизма;

2. Принцип детерминизма;

3. Принцип психического отражения (рефлекторной природы психики);

4. Принцип социальной обусловленности психики и историзма;

5. Принцип развития;

6. Принцип личностного подхода;

7. Принцип единства сознания, деятельности и общения;

специфические

1. Принцип исправимости;

2. Принцип соответствия целей исправления и перевоспитания потребностям общества и личности осужденного;

3. Принцип социализации и гуманизации личности;

4. Принцип целостности процесса исправления и перевоспитания личности осужденного;

5. Принцип дифференциации и индивидуализации.

Биологические: плохая наследственность (родители алкоголики, наркоманы, психически больные и т.п), тип нервной системы, тип деятельности головного мозга, интеллектуальный уровень, наличие родных или родственников, имеющих девиантное поведение.

Социальные:

1) отрицательное влияние микросоциальной среды (влияние безнадзорности детей, дурное влияние семейных отношений, отрицательное влияние уличного окружения и т. п.);

2) проявление отрицательных моментов в макросоциальной среде (элементы неправильного экономического планирования и стимулирования деятельности людей, диспропорция в производстве отдельных предметов потребления, отсутствие социальной справедливости, наличие коррупции, взяточничества, бюрократизма и формализма, наличие криминогенной обстановки;

3) ошибки в воспитании в семье, школе, производственном и других коллективах, незнание личности воспитуемого и т.п. Психолого-педагогическая неподготовленность людей, призванных оказывать воспитательные влияния на подрастающее поколение;

4) противоречия воспитательных влияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т.п.

Информация по теме:

Общая характеристика подросткового возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что явл ...

Консультирование как информирование
Главная задача информирования, или психологического просвещения, - устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Организацией психолого- ...

Деятельность и ее структура
Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Кроме того, деятельность – это процесс акти ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта