Определение понятия «отношения». Специфика отношений в системе взрослость - детство

Психология » Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка » Определение понятия «отношения». Специфика отношений в системе взрослость - детство

Страница 1

Так как подростковый период является временем изменения способа понимания как мира, так и себя, то отношения, социальная ситуация развития значительно влияют на то, как протекает процесс переосмысливания своего места и процесс изменения самооценки.

Для дальнейшего разворачивания нашей работы мы бы хотели определить понятие «отношения»; что это такое и каково их влияние на формирование в целом самосознания и самооценки подростка.

Одним из исследователей, наиболее основательно разрабатывавших проблему отношений в отечественной психологии, является В.Н.Мясищев. Он определил отношения как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности», это «одна из форм отражения человеком окружающей его действительности». [12, с.113] «Он подчеркивал, что система объективных социальных отношений, в которую оказывается включенным человек с момента своего рождения и до самой смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе - всегда наиболее специфичная характеристика именно личности». Эта цитата на наш взгляд наиболее полно отражает суть того, насколько важную роль играют отношения в жизни каждого человека, какое место они занимают в жизни подростка, определяющего и ищущего свой жизненный путь.

В.Н. Мясищев утверждает, что помимо деятельности на становление личности огромное влияние оказывают отношения, которые складываются у человека с окружающими, потому что сама по себе деятельность может быть нейтральной, если между ее участниками не установлены отношения или они не способствуют осуществлению деятельности.

Подростковый возраст, рассматриваемый нами в работе, характеризуется тем, что сфера отношений в жизни становится для него одной из наиболее значимых, на равнее со стремлением к достижениям, самореализацией, поиском своего места. И, по определению В.Н.Мясищева, эта сфера влияет на то, как будет складываться развитие всех вышеперечисленных сфер. Д.Б. Эльконин, И.С. Кон также определяли отношения как значимую, центральную деятельность подросткового возраста. Л.И. Божович считает, что «условия жизни сами по себе не способны определить психическое развитие ребенка, что в одних и тех же условиях могут формироваться разные индивидуальные особенности личности и это, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок».

Галина Анатольевна Цукерман, обращаясь к вопросу о «месте отношений» в процессе образования в подростковой школе, говорит, что для ребенка важно не только решение задачи само по себе, но отношения, которые складываются у ученика с учителем в процессе ее решения: «То, каким образом ребенок представляет, доопределяет задачу, существенно зависит от того, какой тип взаимодействия вольно или не вольно развертывается между ребенком и учителем, поставившим эту задачу».

Таким образом, мы делаем вывод о том, что отношения имеют значимое влияние как на выполнение человеком деятельности, так и на развитие его личности, центральным образованием которой Л.С.Выготский считал самосознание

Второй вопрос, имеющий большое значение для нашей работы – это взаимосвязь отношений и самооценки человека.

Этот вопрос разрабатывался С.Л.Рубинштейном, он пишет: «Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути». Так как по нашему определению «появление» и соответственно развитие личности возможно только в социуме, которое представляет собой некоторую систему отношений, то, следовательно, развитие самосознания непосредственно связано и определяется складывающимися отношениями с окружающими людьми.

Подростковый возраст, объединяя в себе начало поиска человеком своего места в мире и особую чувствительность к сфере отношений, становится «сенситивным к познанию сферы отношений периодом», которые влияют на становящееся самосознание и, следовательно, самооценку.

В этой области нас интересует, на сколько отношения со взрослым, в частности с учителем, влияют на становление самосознания, самооценки подростка.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности
С целью решения поставленных задач был разработан комплексный методологический подход, позволяющий: - во-первых, осуществить отбор одаренных детей, так как единой методики для выявления одаренных детей и подростков в настоящее время не с ...

Виды ментального тренинга
Аутогенная тренировка (АТ). В основе существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебно ...

Потеря интереса как показатель отчуждения от образования у подростков
Одним из важнейших моментов, раскрывающих психологическую сущность отношения подростков к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относится к своим школьным обязанностям и пр.), является та совокупность мотив ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта