Теоретико-ассоциативное направление в исследовании мотивации можно подразделить на две линии, связанные с именем Торндайка и Павлова, - на психологию научения и психологию активации. Между ними имеется важное промежуточное звено, которое связало обе линии с теорией Дарвина. Эта концепция объединила старый гедонистический принцип с новыми эволюционными воззрениями.
Воодушевленный идеей Дарвина о существовании плавного перехода между животными и человеком в способности к научению и в интеллекте, Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) создал экспериментальную психологию научения. Он проводил эксперименты с кошками. Вызывал разнообразные реакции организма, но только некоторые из них в новых условиях ведут к успеху, т.е. имеют значения для выживания. Научение происходит путем "проб и ошибок", путем использования различных реакций. Торндайк приравнивал наблюдаемое научение к физиологическим процессам, к установлению связей между элементами, представляющих на нейронном уровне раздражители и реакции. Первоначально Торндайк не обращал внимания на мотивационные факторы. Однако эксперимент по научению – это всегда и эксперимент, направленный на изучение мотивации.
Во времена Торндайка при решении проблем мотивации было принято объяснять направленное поведение интсинктом. В результате научной дискуссии об инстинктах утвердился введенный Вудвортсом термин "влечение". Роберт С.Вудвортс также обратил на основополагающее различие между силами, которые приводят поведение в действие, и механизмами, которые лишь активируются, но затем определяют протекание поведения, как, например, связи стимула-реакции.
И.П.Павлов (1849-1936) – основоположник учения об условных рефлексах, позднее получивших распространение в связи с концепцией классического обусловливания. На первый взгляд от исследования рефлекторного поведения не приходится ждать значительных результатов для изучения проблемы мотивации. И, тем не менее, Павлов стал основателем и вдохновителем исследования мотивации в психологии активации. Павлов пытался объяснить наблюдаемые феномены научения, во-первых, с точки зрения нейрофизиологии мозга, во-вторых, с точки зрения взаимодействия двух основополагающих процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение выполняет функцию активации поведения, т.е. энергетическую функцию в традиционной терминологии мотивации.
Слово "мотивация", по мнению Х.Хекхаузена, выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение - все это относится к проблемной области, называемой "мотивация".
В современной психологии мотивации "мотивация" всегда рассматривается как результат взаимодействия "личности и ситуации". Мотивация представляет собой актуальную направленость на какую-то цель, мотивационную тенденцию, для объяснения которой необходимо привлекать не только ситуативные или личностные факторы по отдельности, но и те и другие.
Поток поведения состоит из цепочки отдельных действий - эпизодов, а в основе его лежит непрерывный поток нарастающих и затухающих мотивационных тенденций, наиболее сильная из которых определяет действие в каждый момент времени.
Информация по теме:
Детские конфликты: возникновение, предотвращение и разрешение
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми о ...
Общая характеристика подросткового возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что явл ...
Проявления стресса
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различ ...