Основные направления в исследовании мотивации

Психология » Исследование зависимости личностных особенностей социального работника и характера протекания синдрома эмоционального выгорания » Основные направления в исследовании мотивации

Страница 2

Теоретико-ассоциативное направление в исследовании мотивации можно подразделить на две линии, связанные с именем Торндайка и Павлова, - на психологию научения и психологию активации. Между ними имеется важное промежуточное звено, которое связало обе линии с теорией Дарвина. Эта концепция объединила старый гедонистический принцип с новыми эволюционными воззрениями.

Воодушевленный идеей Дарвина о существовании плавного перехода между животными и человеком в способности к научению и в интеллекте, Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) создал экспериментальную психологию научения. Он проводил эксперименты с кошками. Вызывал разнообразные реакции организма, но только некоторые из них в новых условиях ведут к успеху, т.е. имеют значения для выживания. Научение происходит путем "проб и ошибок", путем использования различных реакций. Торндайк приравнивал наблюдаемое научение к физиологическим процессам, к установлению связей между элементами, представляющих на нейронном уровне раздражители и реакции. Первоначально Торндайк не обращал внимания на мотивационные факторы. Однако эксперимент по научению – это всегда и эксперимент, направленный на изучение мотивации.

Во времена Торндайка при решении проблем мотивации было принято объяснять направленное поведение интсинктом. В результате научной дискуссии об инстинктах утвердился введенный Вудвортсом термин "влечение". Роберт С.Вудвортс также обратил на основополагающее различие между силами, которые приводят поведение в действие, и механизмами, которые лишь активируются, но затем определяют протекание поведения, как, например, связи стимула-реакции.

И.П.Павлов (1849-1936) – основоположник учения об условных рефлексах, позднее получивших распространение в связи с концепцией классического обусловливания. На первый взгляд от исследования рефлекторного поведения не приходится ждать значительных результатов для изучения проблемы мотивации. И, тем не менее, Павлов стал основателем и вдохновителем исследования мотивации в психологии активации. Павлов пытался объяснить наблюдаемые феномены научения, во-первых, с точки зрения нейрофизиологии мозга, во-вторых, с точки зрения взаимодействия двух основополагающих процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение выполняет функцию активации поведения, т.е. энергетическую функцию в традиционной терминологии мотивации.

Слово "мотивация", по мнению Х.Хекхаузена, выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение - все это относится к проблемной области, называемой "мотивация".

В современной психологии мотивации "мотивация" всегда рассматривается как результат взаимодействия "личности и ситуации". Мотивация представляет собой актуальную направленость на какую-то цель, мотивационную тенденцию, для объяснения которой необходимо привлекать не только ситуативные или личностные факторы по отдельности, но и те и другие.

Поток поведения состоит из цепочки отдельных действий - эпизодов, а в основе его лежит непрерывный поток нарастающих и затухающих мотивационных тенденций, наиболее сильная из которых определяет действие в каждый момент времени.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Понятие « Нарциссическое поведение»
Для рассмотрения основ нарциссического поведения подробнее остановимся на понятии отклоняющегося поведения и его видах. Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н ...

Разновидности современных образовательных программ для одаренных школьников
Современная педагогика одаренности, во-первых, ставит вопрос о необходимости дифференцированного обучения одарённых детей по специально разработанным программам. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребёнка может быть достигнут т ...

Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований
Важным направлением и результатом развития психологии в анализируемый период являлось углубление и конкретизация теоретических и методологических оснований психологии как науки. Проблемы теории и методологии психологии развивались в труд ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта