Основные принципы психологического консультирования

Психология » Искусство психологического консультирования » Основные принципы психологического консультирования

Страница 2

9. Реакция на чувства вместо реакции на смысловое содержание. Видимо, самое трудное, чему нужно научиться в процессе консультирования, — это искусство чутко воспринимать и реагировать на выражаемые чувства клиента, в отличие от внимания исключительно к смысловому аспекту информации. Осознавать и способствовать выражению этих скрытых отношений — эффективная помощь консультированию. Консультант помогает человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. Консультант сознательно пытается воздерживаться от любой активности или любого высказывания, которое может каким-то образом направлять течение беседы и привносимого в нее содержания.

10. Реагирование на негативные эмоции. Эмоциональный паттерн клиента — ключ к эффективному установлению взаимопонимания между клиентом и консультантом, его очень непросто выделить. Консультанту необходимо выработать свое свежее восприятие. Ему требуется научиться обращать внимание не только на поверхностное содержание высказываний, но и на эмоциональные оттенки сказанного. Когда выражаемые клиентом негативные эмоции направлены на самого себя или на консультанта, то очень часто мы бросаемся защищать его, поскольку симпатизируем ему или, наоборот, стремимся защитить самих себя как консультантов. Процесс консультирования наиболее эффективен, когда консультант помогает осознанно привнести всю полноту чувств, не принимая чью-либо сторону. В таком случае ему следует, и это очень важно, рассматривать свои функции в качестве зеркала, которое показывает клиенту его подлинную сущность, дает ему возможность с помощью этого нового восприятия осознать самого себя.

11. Реакция на амбивалентные чувства. Консультанта не должно беспокоить то, что проявляемые чувства могут быть прямо противоположными по отношению друг к другу. Зачастую именно эти противоположные чувства составляют суть наиболее значимых противоречий, являющихся источниками конфликта. Например, ко мне обратилась женщина с такой проблемой, что когда она живет вместе с мужчиной, то он ее раздражает, а когда они расходятся, то ей снова хочется сойтись с ним. Для разрешения такого рода противоречий можно использовать такую методику: я попросила женщину представить две части своего подсознания в виде образов. Одна часть подсознания это та, которая принуждает ее жить с нелюбимым мужчиной. Вторя часть подсознания испытывает страх любить мужчин. Задавая поочередно вопросы этим двум частям подсознания, выяснилось, что женщина запрещает себе любить мужчин, потому что не доверяет им, считает их недостойными ее любви, боится, что мужчины причинят ей боль. В то же время другая часть ее подсознания боится одиночества, поэтому всеми силами стремится быть хоть с каким-то мужчиной. Для разрешения этого противоречия я попросила женщину написать все ее негативные установки и убеждения по поводу мужчин и провела с ней медитацию «Дом». Убеждения представляются в виде дома и затем мысленно этот дом очищается от хлама, после чего человек представляет, как рушится весь этот дом и вместо него видит свой светлый образ. После этого необходимо простить себя за старые убеждения и перепрограммировать поведение и мысли в отношении мужчин на позитивные. После этой медитации женщина вновь обратилась к своим частям подсознания и та, которая не доверяла мужчинам, смягчилась и образы этих двух ее частей подсознания обнялись. Таким образом, противоречие перестало быть столь явным, женщина успокоилась, у нее появилась вера в себя и уверенность, что она может любить мужчину. Естественно, это только часть проблемы, та что лежит на поверхности и волнует человека в настоящий момент, потому что корень всех этих убеждений и страхов в отношении мужчин лежал в ее детстве и причина такого отношения к мужчинам была скрыта в отношениях с отцом.

12. Отношение к консультанту. Принять позитивное отношение, выраженное клиентом в качестве случайного и незначительного элемента ситуации — это меньшее из того, что должен сделать консультант. В любой терапевтической ситуации клиент проявляет свои позитивные или негативные эмоции по отношению к консультанту и к самой ситуации консультирования. Консультант управиться с такими ситуациями более эффективно, если признает тот факт, что эти эмоции направлены не на него лично, а на опыт консультирования и зависят от того, что испытывает в данный момент клиент — удовольствие или боль. Иногда клиент демонстрирует такое отношение своей неспособностью обсуждать собственные проблемы, даже несмотря на ранее успешно установленный контакт. Обычно такое сопротивление возникает из-за болезненности самого процесса консультирования, когда в сознание был допущен материал, столкновения с которым клиент всячески избегает. Когда подобные негативные установки очевидны, то лучше всего признать их, точно так же, как и любые другие негативные чувства, которые могут открыто проявиться.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Характеристика процесса обучения как целостной системы
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только проследив эту систему в ее динамике, т.е. выявив каким образом изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями. При этом следует помнит ...

Связь одаренности и способностей
В результате исторического развития человека дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность. Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обы ...

Понятие об агрессии
Теории и концепции, объясняющие механизм ее возникновения. Агрессия – психологическая характеристика, присущая в настоящее время практически всем людям. Прогресс в науке и технике, привнесший в нашу жизнь огромное разнообразие диковинных ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта