Опрос позволяет получить информацию о воинском коллективе от военнослужащих путем постановки перед каждым из них в отдельности соответствующих вопросов (интервью) или путем опосредованного социально-психологического взаимодействия (анкета).
Анализ результатов групповой деятельности (итоги выполнения учебно-боевых и иных задач, состояние воинской дисциплины и т.д.) дает возможность командиру по конкретным результатам в различные периоды жизнедеятельности воинского коллектива характеризовать его и происходящие в нем изменения.
При изучении психологических особенностей воинского коллектива командир, как правило, сосредоточивает основное внимание на:
- общей оценке коллективной сплоченности (изучается: как ценностно-ориентационное единство военнослужащих отражает принципиально важные для служебной деятельности аспекты жизнедеятельности (например, совпадение их мнений по вопросам, не относящимся к службе, не имеет принципиального значения, а единство взглядов на вопросы организации службы, поддержания крепкой воинской дисциплины и т.д. является существенным показателем); как переживания одного из членов коллектива представляются другим в качестве мотива своего поведения.
При использовании иных методов (тестирования, социометрии, экспертного опроса и др.), а также при необходимости более углубленного изучения психологических особенностей воинского коллектива командиру подразделения необходимо обратиться за помощью к психологу части.
Состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и степенью удовлетворенности его членов различными сторонами межличностного общения и взаимодействия, принято называть социально-психологическим климатом. Социальное восприятие, в свою очередь, во многом зависит от уровня сознательности и нравственной воспитанности воинского коллектива, его идеологической и психологической предрасположенности. Восприятие складывается из отдельных ощущений, эмоций и впечатлений военнослужащих как реакция на событие или воздействие руководителя коллектива, в результате чего возникают индивидуальные чувства, мотивы поведения, оценки и настроения.
Социально-психологический климат имеет такую особенность, как неадекватность индивидуальных и групповых психических состояний. Достаточно сказать, что, например, хорошее настроение воина можно обнаружить не только в передовом подразделении, но и в том, где снижена командирская требовательность и бытует круговая порука.
Существенное влияние на социально-психологический климат оказывают управленческая деятельность командира, его личностные качества и стиль руководства. Наиболее благоприятный климат устанавливается тогда, когда методы руководства положительно воспринимаются коллективом. Если требовательность руководителя вызывает групповую неудовлетворенность из-за недисциплинированности отдельных солдат, процветания отрицательных традиций, то такой тип социально-психологического климата называется отстающим. Бывает и так, что управление как бы не поспевает за развитием коллектива и личный состав предъявляет повышенные требования к самому руководителю, который не умеет обеспечить поддержание уставного порядка и дисциплины. В этом случае определяют социально-психологический климат как перспективный.
При низкой эффективности управления и полной удовлетворенности им со стороны членов коллектива социально-психологический климат характеризуется как незрелый, весьма неблагоприятный.
Чаще всего в таком коллективе формируются отрицательные традиции, неуставные взаимоотношения.
Повседневная практика подтверждает, что надежному управлению социально-психологическим климатом в значительной степени способствует глубокий анализ индивидуальных и групповых суждений и настроений, так как именно они формируют коллективное психическое состояние и определяют степень соответствия климата требованиям и стилю руководства командира.
Информация по теме:
Влияние семейных факторов житейской
психологии на развитие личности ребенка
Житейские психологические знания носят конкретный характер; они принадлежат конкретным ситуациям, людям, задачам.
Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получе ...
Умения и навыки
Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуаци ...
Причины развития патологических форм страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-ли ...