Основные направления и условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллективов

Психология » Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе » Основные направления и условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллективов

Страница 3

Опрос позволяет получить информацию о воинском коллективе от военнослужащих путем постановки перед каждым из них в отдельности соответствующих вопросов (интервью) или путем опосредованного социально-психологического взаимодействия (анкета).

Анализ результатов групповой деятельности (итоги выполнения учебно-боевых и иных задач, состояние воинской дисциплины и т.д.) дает возможность командиру по конкретным результатам в различные периоды жизнедеятельности воинского коллектива характеризовать его и происходящие в нем изменения.

При изучении психологических особенностей воинского коллектива командир, как правило, сосредоточивает основное внимание на:

- общей оценке коллективной сплоченности (изучается: как ценностно-ориентационное единство военнослужащих отражает принципиально важные для служебной деятельности аспекты жизнедеятельности (например, совпадение их мнений по вопросам, не относящимся к службе, не имеет принципиального значения, а единство взглядов на вопросы организации службы, поддержания крепкой воинской дисциплины и т.д. является существенным показателем); как переживания одного из членов коллектива представляются другим в качестве мотива своего поведения.

При использовании иных методов (тестирования, социометрии, экспертного опроса и др.), а также при необходимости более углубленного изучения психологических особенностей воинского коллектива командиру подразделения необходимо обратиться за помощью к психологу части.

Состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и степенью удовлетворенности его членов различными сторонами межличностного общения и взаимодействия, принято называть социально-психологическим климатом. Социальное восприятие, в свою очередь, во многом зависит от уровня сознательности и нравственной воспитанности воинского коллектива, его идеологической и психологической предрасположенности. Восприятие складывается из отдельных ощущений, эмоций и впечатлений военнослужащих как реакция на событие или воздействие руководителя коллектива, в результате чего возникают индивидуальные чувства, мотивы поведения, оценки и настроения.

Социально-психологический климат имеет такую особенность, как неадекватность индивидуальных и групповых психических состояний. Достаточно сказать, что, например, хорошее настроение воина можно обнаружить не только в передовом подразделении, но и в том, где снижена командирская требовательность и бытует круговая порука.

Существенное влияние на социально-психологический климат оказывают управленческая деятельность командира, его личностные качества и стиль руководства. Наиболее благоприятный климат устанавливается тогда, когда методы руководства положительно воспринимаются коллективом. Если требовательность руководителя вызывает групповую неудовлетворенность из-за недисциплинированности отдельных солдат, процветания отрицательных традиций, то такой тип социально-психологического климата называется отстающим. Бывает и так, что управление как бы не поспевает за развитием коллектива и личный состав предъявляет повышенные требования к самому руководителю, который не умеет обеспечить поддержание уставного порядка и дисциплины. В этом случае определяют социально-психологический климат как перспективный.

При низкой эффективности управления и полной удовлетворенности им со стороны членов коллектива социально-психологический климат характеризуется как незрелый, весьма неблагоприятный.

Чаще всего в таком коллективе формируются отрицательные традиции, неуставные взаимоотношения.

Повседневная практика подтверждает, что надежному управлению социально-психологическим климатом в значительной степени способствует глубокий анализ индивидуальных и групповых суждений и настроений, так как именно они формируют коллективное психическое состояние и определяют степень соответствия климата требованиям и стилю руководства командира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут б ...

Возрастные стадии физического развития
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; ...

Типология субъектной регуляции личности
Интерес к проблеме психической субъектной регуляции возрос за последние годы, о чем свидетельствует тот факт, что к феномену и понятию субъектной регуляции обращаются в своих исследованиях представители самых разных психологических дисцип ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта