Функциональная автономия: заблуждение или реальность

Психология » Функциональная автономия: заблуждение или реальность

Страница 2

Критику теорий неизменных мотивов (в том числе и S-R теорий) можно представить по следующим направлениям.

1. Согласно теории вся мотивация давит в направлении снижения напряжения первичных влечений. Если напряжение не снижается, то в конечном счете ценность подкрепления утрачивается, а привычка или инструментальная активности исчезает. Но это не выполняется в поведении человека: то, что сначала могло быть средством для удовлетворения определенной потребности (например, деньги как платежное средство), затем может становиться целью само по себе (деньги, в качестве предмета накопления, как страсть к накопительству). (Другим примером может служить «тяга к морю» у отставного моряка, для которого уже много лет море не является источником заработка, как это было при его первом плавании.) С другой стороны, в экспериментах с животными было установлено, что даже в отсутствие первичного подкрепления инструментальный рефлекс сохраняется, но только в случаях если это рефлекс избегания (например, избегание удара электрического тока); в остальных случаях при отсутствии первичного подкрепления происходит угасание инструментальных привычек. Таким образом, избегание становится мотивом, который теряет свою зависимость от первичного поощрения. Этот пример Олпорт называет разновидностью функциональной автономии мотива.

2. Согласно теории, нынешние интересы личности – это остатки прошлого удовлетворения. «Эта теория фактически утверждает, что я сейчас люблю рыбалку, потому что много лет тому назад мой отец (который брал меня с собой на рыбалку) поддерживал меня. Это утверждение имеет некоторый смысл в качестве исторического, но не функционального факта» ([3], с. 296). Стремление пойти на рыбалку находится в настоящем, здесь и сейчас, скорее простирается в будущее, а не в прошлое. Взрослые мотивы – это бесконечно разнообразные, самоподдерживающиеся, современные системы.

3. Многие мотивы не имеют обнаруживаемой связи с первичными влечениями. Легко опознать голод, жажду, усталость как мотивы, вырастающие из изменений тканей тела, из недостатка или избытка стимуляции нервных окончаний. Но у многих сложных мотивов взрослых нет никакой видимой связи ни с этими влечениями, ни с «инстинктивными энергиями» Фрейда. Можно лишь утверждать, что интересы взрослого прослеживаются до его предпочитаемых неизменных энергий, но нет возможности доказать, что это так.

Различные теории изменяющихся мотивов постулируют, что базовыми чертами человеческой мотивации являются компетентность, исследовательская активность, самоактуализация и автономия эго. Такие предположения, хотя и являются значительным шагом вперед в теории мотивации, но все же не достаточны по отдельности для полного всестороннего объяснения поведения человека.

Олпорт называет следующие требования к адекватной теории мотивации.

1. Признание современности мотивов. То, что движет человеком, должно двигать сейчас. Следовательно, мотивационная теория должна смотреть на настоящее состояние организма. Прошлое несущественно, если нельзя показать, что оно как-то динамически активно в настоящем. В динамическом смысле нет вторичных мотивов. Можно говорить о мотивах, вторичных по времени (поскольку все нынешние мотивы вырастают из предыдущих), или о мотивах, имеющих вторичную важность для личности. Но с точки зрения энергии или динамики все мотивы первичны. Ни один не черпает свою энергию из прошлого, а всегда только из настоящего.

2. Необходимость учитывать мотивы многих типов. Мотивы столь разнообразны, что трудно раскрыть то, что их объединяет. Мотивы человека включают все, что он пытается (сознательно или бессознательно, рефлекторно или намеренно) делать.

3. теория должна приписывать динамическую силу когнитивным процессам, то есть планированию и намерению, поскольку намерение – форма мотивации, которая имеет центральное значение для понимания личности. Понятие намерения позволяет преодолеть противопоставление мотива и мысли.

4. Такая теория должна учитывать конкретную уникальность мотива.

Функциональную автономию Олпорт позиционирует как общий закон мотивации, полностью учитывающий конкретную уникальность личных мотивов и соответствующий всем другим критериям адекватной теории мотивации. Это не единственный валидный принцип, подходящий к развитию человеческих мотивов, не объясняет он и всю мотивацию. Но это попытка избежать ограничений единообразных, негибких, абстрактных, ориентированных назад теорий и признать спонтанность, изменчивость, направленность вперед, конкретный характер большей части мотивации взрослых.

Функциональная автономия рассматривает взрослые мотивы как разнообразные, самоподдерживающиеся актуальные системы, вырастающие из предшествующих систем, но функционально независимые от них. Со многими мотивами происходит то же, что с ребенком, который постепенно перерастает зависимость от своих родителей становится независимым и переживает своих родителей. Переход может быть постепенным, но, тем не менее радикальным. Когда индивидуум (или мотив) созревает, его функциональная связь с прошлым рвется. Историческая связь остается. Очевидно, что такая теория противостоит всем концепциям «неизменных энергий». Она отказывается от взгляда на энергии взрослых как на инфантильные или архаичные по природе. Мотивация всегда современна. Жизнь современных Афин – это непрерывное продолжение жизни древнего города, но эта жизнь (в своем нынешнем движении) ни в каком отношении не зависит от той жизни. Жизнь дерева – это непрерывное продолжение жизни семени, но семя больше не поддерживает и не питает полностью выросшее дерево. Более ранние цели ведут к более поздним целям, но люди отказываются от первых в пользу последних.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальна ...

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов
Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые пе ...

Взаимовлияние личности и социальной роли
Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта