В описываемом случае консультанта было неоправданно “много”. Отказ от анонимности консультанта повышает вероятность разрушения особых отношений и соскальзывания на стереотипы обычной структуры взаимодействия, выработанные клиентом, что в описанном случае и привело к актуализации механизмов защиты и возникновению препятствий для эмоционального отреагирования.
Пример 3 [9].
В службу ТД обратилась девушка 16 лет, ученица 11-го класса, обеспокоенная резким нарастанием трудностей в контактах с родителями, которые “устроили ей просто невыносимые условия”, препятствовали общению со сверстниками, свободному проведению досуга. Трудности в общении с родителями привели к “стойкой аллергии” ко всему, что связано с домом. Отсутствие комфорта, постоянное ожидание упреков от родителей вызывали желание поскорее уйти на улицу к друзьям.
Важной частью телефонной психологической работы стало обсуждение по следующим векторам:
1) “Я” актуальное и “Я” идеальное — оценка способов достижения, возможностей и ресурсов;
2) “Я” в глазах матери и “Я” в глазах отца. (Действия консультанта: резюмирование сказанного с целью построения образа отраженного “Я” с дифференциацией позитивных и негативных аспектов и акцентом на первые.);
3) динамический аспект образов матери и отца в психическом пространстве клиента;
4) система требований родителей: попытка построения субъективной иерархической модели (“Скажи, какие требования родителей, на твой взгляд, являются наиболее важными для них, от чего они не смогли бы отказаться?”);
5) выделение признаков нарождающегося конфликта (система маркеров конфликтное);
6) актуализация позитивного опыта разрешения конфликтных ситуаций;
7) анализ отличий предыдущего опыта и актуальной ситуации;
8) построение временной перспективы (планы на будущее, взгляд из будущего на себя сегодняшнего).
Описанный случай из практики отражает особенности метода беседы именно в ТК.
Во-первых, такой особенностью является “скольжение” по плоскости межличностных отношений с опредмечиванием проблемных зон без глубокого в них погружения. Например, в данном случае одной из проблемных зон является потребность в эмоционально близких отношениях с матерью. Консультант в своей речи подчеркивает понимание значимости для клиента этого обстоятельства, но отнюдь не начинает его детально разрабатывать. Девушка, характеризуя мать, вспоминает эпизод из детства, когда та провожала ее в 1-й класс: “Вот . как сейчас помню, иду я в школу, в 1-й класс, чуть-чуть страшновато . Мама меня держит за руку . Руки у нее . такие теплые .” Консультант чувствует нарастание напряжения в словах абонента (паузы, интонационное выделение слова “руки” — в последнем конфликте мать ударила ее). Консультант сдерживает свое желание потянуть за эту “ниточку”. В очном консультировании возможным, но рискованным продолжением было бы создание визуально-кинестетического образа: “ .Вы видите эти руки . чувствуете их тепло”. Такая реплика грозит эмоциональным взрывом (именно эти руки ударили сегодня!), хотя и содержит в себе мощный потенциал для эмоционального отреагирования. Однако в ТК такой ход опасен, так как степень контроля эмоционального состояния снижена. Поэтому консультант может выдавать, например, такую отрезвляющую реплику:
“Да, детство — прекрасная пора! Мы всегда склонны его чуть-чуть идеализировать”.
Во-вторых, к особенностям ТК относится выстраивание временной перспективы: прошлый опыт — настоящая ситуация — будущее. Консультант на заключительном этапе беседы придает ей некую завершенность. Так, в описываемой ситуации переживания абонента встраиваются в контекст жизненного пути, что уменьшает их масштаб (“Представьте . Пройдут месяцы, годы . Пять лет, десять . И вот вы, через десять лет, как бы вспомнили об этом случае”.).
Таким образом, некая таинственность консультанта направлена на конструирование стерильной атмосферы беседы, в которой клиент создает нужный себе образ. Такая стерильность как характеристика специфической психологической ситуации метода телефонной беседы содержит в себе потенциальный вектор, отвечающий за трансформацию собственно психологической консультации в интимно-личностную, исповедальную беседу с “шокирующим уровнем откровенности”. В этих условиях повышается эффективность психотерапевтического воздействия. Однако возникает вопрос о границах проникновения в глубину проблемы абонента. Отсутствие контроля при потенциально высоком психотерапевтическом эффекте взаимодействия определяет рамки беседы. При очном консультировании ввиду большого арсенала психотехнических средств контроль состояния абонента более строг, нежели при ТК. Данная особенность психологической ситуации ТК обусловливает использование техники отслеживания в ходе беседы глубины проникновения в проблемное поле абонента, что выражается в его опредмечивании, структурировании, встраивании в широкий социальный контекст.
Информация по теме:
Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии
психолог этический правило беседа
Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ ...
Понятие об асоциальной субкультуре
Под асоциальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной а ...
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
моторика
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.
Основная тенденция дошкольно ...